ЭтноэкологияЭтноэкологияЭтноэкологияЭтноэкологияЭтноэкологияЭтноэкологияЭтноэкология

Лаборатория этноэкологических исследований


Новости


Проекты


Регионы


Статьи


Методики


Мастера


Фотогалерея


Видео


Форумы


Коллеги и друзья


Новости в RSS-формате
Новости в RSS-формате

Новые альбомы в RSS-формате
Новые альбомы в RSS-формате

 

 

Культура лесных народов

Культура лесных народов

Проект «Культура лесных народов» Программы «Возвращение к истокам» Лесной кампании МСоЭС и Лаборатории этноэкологических исследований включает в себя проведение семинаров для педагогов и учащихся по этноэкологическим исследованиям, а также исследование культуры народов, связанных с лесом, на нескольких пилотных территориях.

Новости проекта

Старый Покров
Почитаемые источники Старого Покрова (3 сентября 2010)
В последний день календарного леса Центр туризма совместно с Лабораторией этноэкологических исследований провели выезд по разработке экскурсионного маршрута в с.Старый Покров. Это село нередко называют Подмосковной тайгой. Когда-то через Старый Покров проходил тракт на Покров, но потом дороги изменились, и было время, когда жители и гости не могли добраться сюда на легковом автомобиле – дороги не было. Сейчас сюда автобусы не ходят, так что добраться сюда можно или на машине, или пешком, или на велосипеде.

Там, где растет кутагарник (25 августа 2010)
21 августа в районе в окрестностях Кеткино (район реки Колокольникова) состоялся 4-й фестиваль дикоросов «Там, где растет кутагарник», посвященный возрождению древней национальной традиции – сбору и переработке дикоросов.

Здравствуй, дерево! (19 августа 2010)
О том, что дерево — живое существо, мы вспоминаем редко. Особенно, если собираемся его спилить. Даже джиперы, проводящие в лесу если не бОльшую, то лучшую часть времени, тоже часто удивляются, когда узнают эту непреложную истину биологической науки. Меж тем, отношение к деревьям как к живым и даже одушевленным нашим соседям изначально заложено в традициях всех народов, живущих в лесной зоне. В том числе и у русских. Но постепенно христианская, а вслед за ней и марксистско-ленинская идеологии вытесняли из народного сознания эти представления, восходящие к языческим временам.

Калитка в небо (6 августа 2010)
В конце июня Лаборатория Этноэкологический исследований совместно с Нижегородским фольклорным клубом провели экспедиционный выезд в Тоншаевский район Нижегородской области, для уточнения информации по традициям и почитаемым рощам нижегородских марийцев. После работы в Тоншаевском районе обратный маршрут в Москву был проложен через Ветлужский край и Костромскую область, для сбора дополнительного материал по теме «Тень Дракона» - образы дракона-ящера в домовой резьбе. Вся экспедиция проходила вместе с журналистами портала All-road.ru Евгением Константиновым и Ириной Константиновой.

Тень дракона. Итоги экспедиции (август 2009) (27 ноября 2009)
Отголоски языческих культов дожили до 19 века и в фольклоре, и в домовой резьбе. Домовая резьба и наличники в частности — это не только своебразие художественных традиций определенного региона, в них отпечатались древние, ещё языческие предствления. Исходя из логики традиционной культуры на дом, как на родовой микрокосм, не станут помещать что попало, в особенности — на окна, который должны быть защищены от напастей, будь то моровое поветрие или дурной глаз. Семантика домовой резьбы направлена, с одной стороны, на оберегание, с другой — на привлечение благополучия. В целом домовая резьба воспроизводит традиционную картину мира — от небесных сфер, и дневного солнца, до мира подземного и ночного солнца. Выделяют стилизванные великой образы богини, рожаниц и ящеров-драконов. Разбирая семантику наличников, Б.А.Рыбаков, автор фундаментальных исследований по древнерусскойкультуре, указывает на символические головки ящеров внизу наличника.

Фамилии представителей народности сето как источник информации о природе местного края и образе жизни людей (25 мая 2009)
26 апреля прошел финал Всеросиийского конкурса «Моя Малая Родина». Первое место в номинации «Гуманитарно-экологические исследования» занял работа «Фамилии представителей народности сето как источник информации о природе местного края и образе жизни людей» Елены Осиповой, руководитель Диана Николаевна Жирова, ПсковскийЭколого-биологический центр», объединение «Исследователи природы». В течение ряда лет воспитанники профильного лагеря «Эколог» Эколого-биологического центра Пскова проводят свои исследования на территории Печорского района Псковской области. В географической номенклатуре этот регион именуется Обозерьем и находится в южном Причудье. На территории Обозерья находится компактная зона проживания сето - народности финно-угорского происхождения. Язык сето представляет собой юго-восточный диалект эстонского языка. Эта народность уникальна, что проявляется в отношении сето к праздникам, народным традициям, обрядовой деятельности, вероисповеданию. Сето в определенной степени изолированы от своих соседей: от русских в языковом барьере, от эстонцев в обрядовой деятельности, что и привело их к формированию и сохранению особой этнической группы.

Экологические традиции сельского населения Печорского района Псковской области (23 апреля 2009)
Население приграничного Печорского района неоднородно по своему этническому, возрастному составу; люди имеют разное образование и разную веру. В результате миграционных процессов XX и начала XXI века население района характеризуется сравнительно низкой долей коренных жителей и, соответственно, высокой - пришлых, что не способствует закреплению природоохранных традиций, положительных стандартов экологического поведения.
Территория наших исследований находится в зоне регулирования застройки и охраняемого природного ландшафта Государственного историко-архитектурного и природно-ландшафтного музея-заповедника «Изборск».

Преломление этноэкологической темы в современном мифотворчестве: пример анастасийства (19 апреля 2009)
Иллюстрацией того, насколько «работают» архетипы, может послужить популярность серии книг В. Мегре об Анастасии, породивших целое движение. Оставив в стороне обсуждение художественных достоинств и вопросов, связанных с религией, также не будем касаться вопросов манипулирования ссылками на различные тексты — пусть это остаётся на совести автора. Мы же бегло рассмотрим составные части конструкции, обеспечившие, с нашей точки зрения, влияние текста на умы, то, что заставляет реагировать на текст помимо сознания.
Наиболее успешные произведения литературы и искусства обычно опираются на так называемые архетипические сюжеты, тексты, претендующие на учения, кроме того, очень часто подражают фольклорным текстам или устному народному творчеству.

Правовые аспекты идентификации и охраны мест поклонений (23 марта 2009)
На протяжении многих веков народы проживавшие у Байкала выработали свою систему неписаных правил сохранения и почитания отдельных природных объектов, называемых священными (сакральными) местами, местами поклонения или культовыми объектами. Часть из них дошла до наших времен в виде обрядов поклонения, которые можно условно разбить на дошаманский, шаманский и современный период, когда языческие культовые объекты стали осваиваться буддистами. В связи с оживлением экономической деятельности и развитием массового познавательного туризма, появлением крупных инвестиционных проектов, таких как строительство магистральных трубопроводов, разработка месторождений полезных ископаемых, все чаще эти священные места подвергаются угрозе нарушения или полного уничтожения

Сакральное пространство локальных сообществ в условиях организации ООПТ (23 марта 2009)
В представленной статье анализируются взаимосвязи между местными сообществами и священными местами. Эти отношения называются «экспертное знание». Также существует определение «профанное знание», которое описывает поведение людей не знакомых с культовыми местами. Через эти типы знаний авторы показывают правила поведения на сакральных местах и существующие различия в интерпретации особых условий защиты природных территорий между людьми двух пространств: «экспертного» и «профанного». Авторы предлагают обоим учиться вести диалог, который позволит разрешить проблемы защиты и использования природного ландшафта в интересах обоих сторон.

Граждане восстанавливают леса, погибшие в огне
Лесная ярмарка - подарите лесу дерево

 

Изгурт и Мещеряки, Удмуртия
Изгурт и Мещеряки, Удмуртия




Портмаськон - ряжение в Изгурте, Удмуртия
Портмаськон - удмуртский обряд ряжения, который в новогодний переходный период должен отпугнуть злых духов. Деревня Изгурт (Каменное).



"Бричка" в гостях у "Свети-Цвета" - Нижегородский Этносейшн
10 января состоялся первый праздник - диалог культур "Нижегородский Этносейшн"



Проект поддерживается интернет-порталом Forest.RU

Share |

рублей Яндекс.Деньгами
на счёт 41001289093796 (Интернет-проект Этноэкология)