ЭтноэкологияЭтноэкологияЭтноэкологияЭтноэкологияЭтноэкологияЭтноэкологияЭтноэкология

Лаборатория этноэкологических исследований


Новости


Проекты


Регионы


Статьи


Методики


Мастера


Фотогалерея


Видео


Форумы


Коллеги и друзья


Новости в RSS-формате
Новости в RSS-формате

Новые альбомы в RSS-формате
Новые альбомы в RSS-формате

 

 

Этноэкология: экология и культура

Тень дракона. Итоги экспедиции (август 2009) (27 ноября 2009)
Отголоски языческих культов дожили до 19 века и в фольклоре, и в домовой резьбе. Домовая резьба и наличники в частности — это не только своебразие художественных традиций определенного региона, в них отпечатались древние, ещё языческие предствления. Исходя из логики традиционной культуры на дом, как на родовой микрокосм, не станут помещать что попало, в особенности — на окна, который должны быть защищены от напастей, будь то моровое поветрие или дурной глаз. Семантика домовой резьбы направлена, с одной стороны, на оберегание, с другой — на привлечение благополучия. В целом домовая резьба воспроизводит традиционную картину мира — от небесных сфер, и дневного солнца, до мира подземного и ночного солнца. Выделяют стилизванные великой образы богини, рожаниц и ящеров-драконов. Разбирая семантику наличников, Б.А.Рыбаков, автор фундаментальных исследований по древнерусскойкультуре, указывает на символические головки ящеров внизу наличника.

Осень. Молодость. Традиции (28 сентября 2009)
26 сентября в Музее архитектуры и быта народов Нижегородского Поволжья на Щелоковском хуторе прошёл экологический праздник «Листопад: экологическая мозаика». Впрочем, для этого яркого действа скорее подходит название «фестиваль». Это уникальное событие связало воедино экологическое образование, трудовое воспитание и изучение традиционной культуры области.

Древние троицкие традиции и новый фестиваль «Свят Дух» на Нижегородской земле (10 июня 2009)
Празднование Троицы и Духова дня прошло в Нижегородской области. Участвовать в Троицких обрядах и играх могли гости Музея архитектуры и быта народов Поволжья «Щелоковский хутор» 7 июня. 8 июня, в Духов День, в селе Суворово Дивеевского района стартовал новый фестиваль «Свят Дух», в котором приняли участие фольклорные коллективы Нижнего Новгорода, Дивеевского района, Санкт-Петербурга и Удмуртии. Смысл троицких обрядов многопланов. С одной стороны, их заклинательный смысл был направлен на обеспечение благополучного роста и созревания посеянного...

Зеленые святки на Щелоковском хуторе (21 мая 2009)
Троица - один из пяти фольклорно-этнографических праздников, которые вот уже 6 лет проходят в Музее архитектуры и быта народов Нижегородского Поволжья. Так уж случилось, и праздники на Щёлоковском хуторе не смотрят и не проводят, их проживают. Что это значит, Вы сможете понять побывав хотя бы на одном из них. Однако, нынешний праздник Троица, будет довольно необычен и по форме и по размаху. Его можно без преувеличения назвать фольклорным фестивалем. Наряду с шестью нижегородскими коллективами, исполняющими фольклор, мы ждём в гости замечательный аутентичный коллектив из села Каменное Завьяловского района республики Удмуртия - Марджан гуръёз.

Традиционный костюм Нижегородской области (13 мая 2009)
Большинство людей – визуалы. Привыкши к офисному стилю одежды или к свободному спортивному стилю в повседневной жизни – неважно, впервые попадая на традиционный праздник, в первую очередь обращают внимание на то, что их окружает: интерьеры и экстерьеры домов, отдельные предметы, связанные с бытом людей, живших еще пару веков назад, и конечно на традиционную одежду. Давно известно, что одежда, которую носит человек, оказывает на него влияние: на его настроение, самочувствие, и даже на походку. Традиционная одежда влияет абсолютно также, если не сильнее. Изменяется даже выражение лица.

Вселенная в пасхальной писанке (18 апреля 2009)
Перед Светлым праздником Пасхи, или Великим Днем, есть несколько обычаев, которые стараются соблюсти большинство людей. Среди них – обычай красить яйца. Сейчас этот обычай прочно ассоциируется с христианским праздником Пасхи, однако, по археологическим свидетельствам, обычай этот гораздо старше. ак, в захоронениях и культурных слоях, датируемых до нашей эры, находят окрашенные скорлупки яиц. Яйца, расписанные особым образом, с определенной символикой и с соблюдением различных условий, называются писанками.

Весна приходит с птицами из рая (1 апреля 2009)
Важнейшую роль в поверьях весенне-летнего цикла у славян играли птицы. Именно с ними связывали начало весны, и будущее благополучие на весь год, в том числе, и хозяйственную - в сфере урожая и разведения домашнего скота и птицы, и в семейной, брачной. Кроме того, птицы были как бы посредниками между землей и раем (вырием), куда они улетали зимовать, и откуда возвращались вместе с душами ушедших предков.

Приглашаем на семинар по этноэкологии в Нижнем Новгороде (29 марта 2009)
Государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр развития творчества детей и юношества Нижегородской области приглашает на проблемно-тематический семинар «Корни и крона».

С серебряной черепахой на груди и сердцем в косах, или где хранится Кощеево бессмертие... (12 марта 2009)
На свадьбу туркменка должна была надеть все украшения, которые она будет носить в дальнейшем. Вообще же для каждого украшения было свое назначение, и свой случай и ритуал, по которому его следовало надевать. Практически все украшения выполняли функции оберегов, звоном, формой и содержанием отпугивая злых духов. Элементы орнамента носят зооморфный и фитоморфный характер. В ожидании свадьбы тринадцатилетним девушкам преподносили гупбу — серебряный ажурный колпачок на тахью - девичью шапочку и чекелик — височное украшение.

Домовая резьба: дом - микрокосм (11 марта 2009)
Мой дом - моя крепость, мой дом - мой храм - в рамках традиционной культуры этои выражения обретают прямой, не переносный смысл. Домовая резьба и роспись, которые до сих встречаются на территории России и СНГ, включенные в них символы - это отражение воззрений и представлений о мире, идущих из глубокой древности. Традиционная картина мира отличается от уже привычной нам научной картины мира. Изображенная картина мира - от конька до порога и до ворот - делала дом мирокосмом, отражением макрокосма, вписывала его в мир, должна была обеспечить лад, согласие с миром, а следовательно, и благополучие. Таким образом, домовая резьба изначально несла двойную функцию - защитную и обеспечивающую благополучие.

« 1 2 3 4 5 »

 

Изгурт и Мещеряки, Удмуртия
Изгурт и Мещеряки, Удмуртия




Портмаськон - ряжение в Изгурте, Удмуртия
Портмаськон - удмуртский обряд ряжения, который в новогодний переходный период должен отпугнуть злых духов. Деревня Изгурт (Каменное).



"Бричка" в гостях у "Свети-Цвета" - Нижегородский Этносейшн
10 января состоялся первый праздник - диалог культур "Нижегородский Этносейшн"



Проект поддерживается интернет-порталом Forest.RU

Share |

рублей Яндекс.Деньгами
на счёт 41001289093796 (Интернет-проект Этноэкология)