ЭтноэкологияЭтноэкологияЭтноэкологияЭтноэкологияЭтноэкологияЭтноэкологияЭтноэкология

Лаборатория этноэкологических исследований


Новости


Проекты


Регионы


Статьи


Методики


Мастера


Фотогалерея


Видео


Форумы


Коллеги и друзья


Новости в RSS-формате
Новости в RSS-формате

Новые альбомы в RSS-формате
Новые альбомы в RSS-формате

 

 

Изгурт и Мещеряки, Удмуртия - Этноэкология: экология и культура

Изгурт и Мещеряки, Удмуртия



Изгурт, Завъяловский район



Удмуртский дом в Мещеряках



Ворота в удмуртском доме, Мещеряки



Ворота в удмуртском доме, Мещеряки



Кереметь (священная роща) в Мещеряках



Семейная куала в Мещеряках



Священная ель у семейной куалы в д. Изгурт

Куала (куа) – «молельня», семейное или родовое святилище удмуртов, внешне выглядит как срубная постройка без окон, с двухскатной крышей, размером с деревенскую баню. В прошлом куала также могла иметь вид шалаша или срубной постройки без крыши.
Семейная куала (покчи-куала, т.е. малая), как правило, входит в комплекс построек традиционно большого двора удмуртской усадьбы.
Родовые куалы могут располагаться в лесных, значимых для удмуртского рода (родовой группы или группы родов), урочищах – например, так называемые Великие Куалы (быдзьым-куала). По этнографическим сведениям XIX века, родовые куалы строились также во дворе жреца (восясь) или на окраине селений, но по причине усиливающейся христианизации удмуртов были вынесены в леса.
Внутри куалы находятся очаг (зола из которого священна), висящий над ним на цепи котёл, а также воршудный короб (воршуд – семейно-родовой покровитель). Сам очаг как сакральный центр или полочка для воршудного короба ассоциируется с Мудором. Воршудный короб – место пребывания воршуда, внутри короба могут находиться культовые предметы, кости или кусочки жертвенной пищи, а в старину – идол самого воршуда. Внешне-морфологически и функционально конкретный идол воршуда мог быть связан с диким зверем или птицей, он также мог быть выполнен в виде антропоморфного изваяния бородатого старца. Как отмечают исследователи, культ родового воршуда более древен, чем, скажем, почитание Инмара; он связан с миром мёртвых предков.
Мудор и Воршуд – два наиболее значимых понятия в структуре родовых верований удмуртов. В различных локальных культурах эти слова могут произноситься и пониматься по-разному, иногда эти понятия тождественны, синонимичны. Этимологическая и мифологическая интерпретация этих понятий в науке также различна.
С точки зрения В.С.Чуракова, «в самом названии духа предка-покровителя отразилась идея заботы (удм. вордэм отвордыны ‘заботиться, оберегать’) об умершем предке-родоначальнике, дух которого, по представлениям некрещеных удмуртов, покровительствовал потомкам, давал счастье – шуд.
Первоначальное значение слова мудор В.С.Чураков связывает с сакральным центром куалы – очагом родового святилища ( от му ‘земля, почва’ + имя-послелог дор ‘у, возле, около чего-либо’, т.е. ‘[находящийся] у земли’ = «очаг»).




Воршудный короб на полочке, иногда называемой мудором. Куала архитектурно-этнографмческого музея-заповедника "Лудорвай", д. Ильинка, Завъяловский р-он, Республика Удмуртия.



В куале архитектурно-этнографического музея-заповедника "Лудорвай", д. Ильинка, Завъяловский р-он, Республика Удмуртия.

С увеличением христианизации и в советское время многие куалы были утрачены или сохранили своё значение как летние кухни.

Д.Ю.Доронин

17 января 2010

Фото Д.Доронин

Граждане восстанавливают леса, погибшие в огне
Лесная ярмарка - подарите лесу дерево

 

Изгурт и Мещеряки, Удмуртия
Изгурт и Мещеряки, Удмуртия




Портмаськон - ряжение в Изгурте, Удмуртия
Портмаськон - удмуртский обряд ряжения, который в новогодний переходный период должен отпугнуть злых духов. Деревня Изгурт (Каменное).



"Бричка" в гостях у "Свети-Цвета" - Нижегородский Этносейшн
10 января состоялся первый праздник - диалог культур "Нижегородский Этносейшн"



Проект поддерживается интернет-порталом Forest.RU

Share |

рублей Яндекс.Деньгами
на счёт 41001289093796 (Интернет-проект Этноэкология)