ЭтноэкологияЭтноэкологияЭтноэкологияЭтноэкологияЭтноэкологияЭтноэкологияЭтноэкология

Лаборатория этноэкологических исследований


Новости


Проекты


Регионы


Статьи


Методики


Мастера


Фотогалерея


Видео


Форумы


Коллеги и друзья


Новости в RSS-формате
Новости в RSS-формате

Новые альбомы в RSS-формате
Новые альбомы в RSS-формате

 

 

Тень дракона. Итоги экспедиции (август 2009) - Этноэкология: экология и культура

Тень дракона. Итоги экспедиции (август 2009)

Тень дракона
Итоги экспедиции (август 2009)

Отголоски языческих культов дожили до 19 века и в фольклоре, и в домовой резьбе. Домовая резьба и наличники в частности — это не только своебразие художественных традиций определенного региона, в них отпечатались древние, ещё языческие предствления. Исходя из логики традиционной культуры на дом, как на родовой микрокосм, не станут помещать что попало, в особенности — на окна, который должны быть защищены от напастей, будь то моровое поветрие или дурной глаз. Семантика домовой резьбы направлена, с одной стороны, на оберегание, с другой — на привлечение благополучия. В целом домовая резьба воспроизводит традиционную картину мира — от небесных сфер, и дневного солнца, до мира подземного и ночного солнца. Выделяют стилизванные великой образы богини, рожаниц и ящеров-драконов. Разбирая семантику наличников, Б.А.Рыбаков, автор фундаментальных исследований по древнерусскойкультуре, указывает на символические головки ящеров внизу наличника.

Б.А. Рыбаков — один из немногих исследователей, чуть ли не единственный, который подробно анализирует культ ящера у славян. В некоторых работах он связывает образ ящера и образ дракона. Зачастую мастера, взяв за образец «западного» дракона, на самом деле изображали ящера, культ которого им был знаком.

Есть регион, где в домовой резьбе вы увидите драконов. Под крышей, на наличниках, на стенах дома. С лапками, хвостами и иногда - крыльями.

Сюжет змеи-драконы называется как бытующий в Верхнем Поволжье в книге А. Скворцова «Русская народная пропильная резьба». Автор ссылается на культ змеи — дракона, не упоминая ящера — но похоже, что с древним ящером мы сталкиваемся, когда видим драконов в домовой резьбе..

Совсем не похожи драконы на стилизованных ужей-господариков, оберегающих дом. Сложно поверить, что у ужей отросли лапки, ушки, гребни, иногда и крылья. Хотя вообще-то в процессе стилизации обычно детали скорее сглаживаются и «отваливаются», или переходят в растительный орнамент. Да и культ ужа характерен для более южных регионов, а вот для Северо-Запада в качестве домашних почитаемых тварей летописцы упоминают нечто ящеро- или саламандрообразное, на коротких лапках. Кстати, в время опросов в экспедициях в Псковскую и Новгородскую область до сих пор рассказывают былички про страшных черных ящериц с гребнем, длинным языком и красными глазами, которые не то летают, не то далеко прыгают — то есть сей мифологический персонаж дожил в фольклоре до наших дней. Трансформация же оценки с позитивного на негативный — вполне известное явление.

Идея о ящере пришла в голову в городе Ростове (Великом). В этом городе на наличниках живут драконы. А в экспозиции Кремля в зале археологии вместе с прочими артефактами находится маленькая культовая костяная подвеска-ящер. Этот зверь был найден в 1992 году при раскопках Ростова, и специалисты относят его к славянским древностям.



Ростовские драконы на наличниках в фотогалерее




Итак, знакомьтесь — главный герой нашего повествования, древний ящер. Тот самый, которому еще до Перуна поклонялись в Великом Новгороде, хозяин вод, «залегавший в Волхове» близь Перыни, водяной царь, гостем которорого был гусляр-купец Садко. При раскопках Перыни археологами было обнаружено два капища — более позднее Перуна, и более раннее — ящера-Велеса.

Изначально ящер у славян и финно-угров — хозяин подводно-подземного мира.У славян ящер потом становится еще и одной из ипостасей бога нижнего мира и богатства Велеса. У финно-угров также были развитые представления о ящере — хозяине подводного мира, ящера можно найти и на так называемых чудских бляхах, и в этнографических культовых фигурках: например, в одном из мансийских святилищ было найдено изображения Ворсик-ойки (старик-мужик-трясогузка - небесный хозяин), его жены - хозяйки земли и воды, сопровождавшейся литыми фигурками - двумя ящерообразными существами и одним бобром (зверь, также ассоциирующийся с подземно- подводным миром).

Особенно важен ящер для тех, кто живёт на воде — озёрах и реках, зависит от них — будь то ловля рыбы или торговый путь. Подводный хозяин может дать рыбу, или сети останутся пустыми, может благополучно пропустить ладью с гостями, а может и утопить.

Культ ящера в Ростове не должен удивлять: история Ростова непосредственно связана с Новгородом, с 9го века он стал частью новгородских владений. Город также, как и Новгород, стоит на большом озере (Неро), и такой же смешанный этнический состав — на ростовской земле жило финно-угорское племя меря.

Однако, вернемся к нашему костяному ящеру. На «теле» ящера чётко виден орнамент с символами небесных сфер (полукружия с точками — облака с дождём) и земли — заштрихованный «поясок» - твердь земная и ромбы с точками - «засеянное поле». Об этих символах много писал Б.А. Рыбаков, автор фундаментальных трудов по древнеславянской и древнерусской культуре. Он же писал и о культе ящера. Орнамент меня заинтересовал, ведь, как известно, в традиционной культуре, в особенности, в культовых предметах не бывает ничего случайного, украшения ради украшения — всё имеет свою логику и смысл. Скорее всего, подвеска использовалась как оберег. Так вот на этом обереге-ящере был схемтически представлен ни много, ни мало как весь мир — небо и земля, причем небо было представлено именно в виде дождевых туч с плодродным дождём (точки). То есть получается, что в какой-то момент ящер оказывается хозяином не только вод земных, но и вод небесных. Похоже, происходит некая эволюция предствалений, возможно, в связи с развитием сельского хозяйства, на что указывают как тучи с плодородным дождём, так и знаки засеянного поля.

Вот что пишет о новгородском ящере Рыбаков: «Верования в предания o драконе подтверждаются множеством изображений дракона-ящера c символами струящейся воды на различных новгородских вещах. ...Иногда драконьи морды свешивались c крыш, при этом во время дождя они воплощали водную стихию.»
Отметим для себя эту важную деталь — драконы-ящеры находились на крыше, и с них стекал дождь — значит, дракон-ящер оказывается хозяином и небесных вод.

«Городские» натуралистичные драконы — это влияние модерна, но и их более стилизованные «деревенские» собратья ближе к драконам, чем к змеям. Однако, чтобы понять, что всё-таки первично — змеи или ящеры, необходимо было выяснить драконью географию и дракнонью иконографию. И здесь просто необходимо выразить благодарность и уважение отдельным энтузиастам и интернет-сообществам, в первую очередь, ru_nalichik, которые хотя бы с помощью фотоаппаратов стараются сохранить образы домовой резьбы.

Просмотр имеющегося материала выявил два первых, весьма монументальных, сюжета.

Сюжет первый - «..крокодил солнце в небе прголотил»:
Часто между двумя тварями или под ними находится солнце. Этот сюжет характерен для Ростова-Ярославского. Но почему драконов — два? Вот что об этом пишет Рыбаков: «...Ящеров ... два, что заставляет вспомнить о чудском двуглавом ящере, который одной головой заглатывал вечернее заходящее под землю солнце, а головой, расположенной на противоположном конце туловища, изрыгал утреннее солнце восхода. По всей вероятности, в древних космологических представлениях существовал только один ящер, один «бог-коркодел». Раздвоение зрительного образа, наблюдаемое уже на шаманских бляшках северо-востока, объясняется двойственностью функций подземного владыки: вечером он должен поглотить заходящее солнце на крайнем западе земного пространства, к утру он должен оказаться на другом конце земли, чтобы выпустить из себя восходящее светило. Это привело к изображению ящера с одним, но двусторонним туловищем и двумя мордами в противоположных концах тела. Отсюда уже один шаг к изображению двух ящеров.» Кроме того, что в какой-то момент ящер стал хозяином небесных вод, есть ещё одно объяснение нахождению драконов наверху наличника. Ночь представлялась более опасной, чем день и, скорее всего драконы стерегут именно ночное солнце - оно всегда находится как бы под крышей, часто ниже драконов.

Сюжет второй - «две женщины»
На фотографиях, снятых в Тверской области, ящеры могут быть похожи и на змеев, и на коней. (Конь — традиционная жертва хозяину подводного мира.) Однако всё же и у змееобразных ящеров есть намёк на конечности. Но даже не это главное. По сторонам от ящеров находятся две стилизованные женские фигуры, описанные Рыбаковом как две богини-рожаницы. И этот сюжет в точности совпадает с расположением идолов на новгородском перынском капище — фигура ящера в центре и две богини. «...известна еще одна языческая триада, в которой обе рожаницы представлены не нарицательно, а под собственными именами: Лада (Lado, Alado) и Лели (Ileli, Heli). ...мужское божество здесь ... некий Jassa, Jesse, в латинской транскрипции которого явно ощущается связь со славянским обозначением змея (jaze) или ящера,» - пишет Рыбаков о новгородском святилище.

Итак, у нас уже два варианта композиции, которые относятся к ящеру — драконы с солнцем и драконы с рожаницами.

Нанесение на карту имеющихся данных показало, что «пояс дракона» проходит через районы Тверской, север Московской, Ярославскую, Костромскую и Ивановскую области. Этот пояс, во первых, примерно совпадает с направлением словенской новгородской колонизации — по рекам Волге и Медведице, во вторых, проходит по историческим мерянским землям.

КАРТА
Драконы в домовой резьбе и исторические мерянские земли




Создание карты по предоставленным данным — А.П. Борзов (отдельное большое спасибо)

Совпадение заставило задуматься о том, что возможно, наличие ярко выраженных ящеров в наличниках — результат взамодействия новгородских словен и племён меря, результат жизни на воде и с воды: вот русская вставка в текст греческой «Беседы об идолах» - о рыболовстве и связанных с ним магических обрядах «Ов реку богыню нарицаеть и зверь, живущъ в ней, яко бога нарицая, требу творить».

Рыбаков указывал на достаточно долгое существование культа ящера в северных областях: «..на озерном севере образ ящера част и устойчив. В какой-то мере его долгое бытование здесь может быть связано с финно-угорской средой, сохранившей больше архаичных черт.». Он же писал о следах мерянской культуры в наличниках, выделяя сюжет с фигурой Великой Богини и зверями. Итак, возможный третий наш сюжет - «Хозяйка вод» - фигура богини-реки и два ящера.

Мы отправились в экспедицию чтобы самим высянить, где же всё-таки по Руси прополз и оставил след древний ящер, а также чтобы собрать различные возможные варианты драконьих сюжетов и драконьих форм.

К сожалению, Тверская область значительно пострадала во время войны, поэтому насколько далеко драконы уходили на запад, мы вряд ли узнаем. Что касается Новгорода, то мы можем только апеллировать к археологии. Из этих соображений наша первая разведывательная экспедиция началась в Дмитровском районе Московской области. Именно здесь энтузиастами были отсняты несколько наличников в самом Дмитрове и Рогачёве. Однако в деревнях нам в основном встречались красные звёзды — следы войны, и сайдинг — следы деятельности дачников. А посему мы направились в самый что ни наесть драконий край Московской области — соседний с Дмитровским Талдомский район, где через Кимры из Тверской области продолжается драконий пояс. Впрочем, и здесь драконов, как и прочую домовую резьбу довольно быстро стирает с лица деревень сайдинг.

На домах, ещё не оббитых сайдиногом, но с которых сняты наличники, остаются тени. Тени солнца, богинь и драконов...

Многое, что было снято в прошлые годы, уже перестало существовать. Однако здесь всё ещё можно встретить варианты - «драконы с рожаницами» и видимо, собственно талдомский, который правда, встречается и в Кимрах. Это навершие из стилизованнных змееподобных существ, под ними как бы под крышей — солярный знак или заменяющий его орнамент, и по бокам — весьма реалистичные драконы. Иногда они заменяются птицами, иногда попадались фигурки рожаниц. Из тех хозяев, кого удалось опросить, в деревнях нам говорили, что мужики сами себе дома строили и сами наличники резали. Это похоже на правду, потому что даже в одной деревне при схожести сюжета видно, что наличники делались разными мастерами. «При царе ещё делали... а теперь таких и мастеров нет», - сказали нам в деревне Бабахино.

В Вербилках драконы обнаружились на купеческом доме. Это довольно любопытно, ведь многие купцы были достаточно суеверны... Интересно, что веков 12 назад ящер-Велес заведовал богатством — купцы клялись Велесом, да и легенды говорят о том, что драконы стерегут клады и водные источники.

Правда, не все стремятся к тотальной сайдингизации жилища. Ирина Африкановна Герасимова из деревни Квашонки рассказала, что дому около 120 лет, и что ей для того, чтобы сделать новые наличники по образцу старых, придется приглашать мастера из Вологды, потому что местный мастер такого не умеет, а раньше всё сами делали. Драконы на наличниках её дома почти что огнедышащие, охраняют большой солярный символ.

Об огнедышащей ипостаси дракона заставила вспомнить и гроза, накрывшая лагерь ближе к ночи. Вот что пишет Афанасьев по данному поводу в своей классической работе: «О молнии предки наши выражались, что она сосет дождевые тучи, и называли ее потому смок или цмок — огненный (молниеносный) змей, высасывающий молоко небесных коров (т. е. дождь)». А не мог ли ставший хозяином небесных вод ящер также стать и оберегом от молнии — вместо или вместе с громовым знаком? Доживем до утра — узнаем....

...Нерль. Здесь обнаружились тверские «драконики» на одном наличнике - и громовые знаки под рожаницами на другом, в центре — драконы с гребнями. Так что может быть, драконы всё-таки охраняли дом и от молнии...

Есть ли драконы в Калязине? Энутизиасты вроде бы их там фотографировали, с другой стороны, значительная часть города — под водой. Следовало проверить, тем более что помимо трассы из Нерли шёл старый, мощёный брусчаткой тракт на Калязин. Естетственно, мы выбрали его. Увы, в деревнях, которые нам попадались, драконов не было.

Мы драконов в Калязине не нашли. Не факт, что их там нет, но и частым явлением, видимо их тоже назвать нельзя. Или их утопили. Нужно смотреть, есть ли они в Кашине, однако это предмет для следующего маршрута. Мы вернулись почти к Нерли, чтобы оттуда уже направится в Угличский район.

Дальше по дороге шли очень стилизованные мотивы. О ящерах могли напоминать только завитки с рядом дырочек и завитки, напоимнающие поднятую голвку-морду. Первые чётко читаемые драконы с рыбообразным стилизованным телом появились в Юрьеве. Там же обнаружился другой интересный переходный наличник — очень стилизованные змееящеры на навершии, и солнце между двумя рыбами — в совершенно «ростовском» стиле. Рыбы заняли традиционное для драконов место, ещё одно возможное подтверждение связи с водной стихией и рыболовством.

В самом Угличе (который мы объехали отнюдь не весь) нам попались уже классические драконы с рожаницами и солнцем внизу, сильно стилизованные драконы и птицы у древа жизни на месте солнца (этот мотив будет потом встречаться довольно часто совсем в другое области — Ивановской), и стилизованные, но всё же читаемые целующиеся драконы. В Угличе наличнки с драконами имеют форму не только крыши, но и небосвода.

А наш путь лежал дальше по следу дракона — в леса и болота... деревня с многообещающим и намекающим еще на языческие времена названием Дивная гора и правда оказалась дивной — наряду с драконьей классикой — драконы и рожаницы — здесь были ящеры, которые скорее напоминали щук — опять рыбная тема, и солнечные птицы под небосводом. Впрочем, и драконья классика приобрела относительно новые черты — на месте солярного знака можно было увидеть третью женскую фигуру — богиня-река? Такая же третья женская фигура под драконами ждала нас и в Петряевке — маленькой деревне, где нас приняли весьма радушно и даже предложили заночевать. Кстати, еще мы для себя отметили, что у драконов начали «отрастать» языки. Возможно, это и «подарок» от лубочного Змея-Горыныча. Но еще стрела, пронзание имеют фаллический смысл — ведь ящер «отвечал» за плодородие, которое обеспечивает вода, и не зря ему в жертву приносили девуше. К сожалению, больше того что дома и резьба старые, нам сказать не могли. Но во всяком случае, было видно, что резьба выполнялась разными мастерами. К сожалению, больше того что дома и резьба старые, нам сказать не могли. Но во всяком случае, было видно, что резьба выполнялась разными мастерами.

В дождь и сумерки мы выкатились в Никольское — оказалось, по рассмотрении съемки, что было зачем. Снимали уже почти вслепую и в дождь. Сюжет — тот же самый — драконы, рожаницы и богиня под драконами. Кстати, возможно действительно эта треться фигура — и есть богиня-река, ведь перынское капище стоит прямо на реке. Именно поэтом третья фигура оказывается ниже, как бы под крышей. Или под небосводом — эти формы существуют параллельно, в одной деревне может быть наличник с «крышей» и наличник с «небосводом».

Следующее же утро было нами посвящено Тутаевским драконам, Романовской стороне. Вопреки утверждению местного жителя, что «никаких змеев и драконов у нас на наличниках нет, потому что мы христиане», эти самые ящеры ухмылялись с наличника на следующем же повороте. И около их хвостов были громовые знаки! Хвосты, ножки, ушки (гребни?) и язычки читались несмотря на стилизацию. В Романовской стороне драконы живут не только на наличниках, но и по старой новгородской традиции забираются под крышу дома, сами или вместе с солярным знаком. Устойчиво на наличниках присутствует третья женская фигура под крышей или небесным сводом.


По дороге в Ярославль в деревне с красочным название Пшеничище также нашлись драконы, с несколько новыми вариациями в художественном исполненнии. Пятничные пробки не оставили надежд подробно рассмотреть Ярославль, но и просто по ходу нам встретились типичные «ростовские» драконы. По дороге на Нерехту мы отметили змееящеров (родственников из д. Пшеничище по изображению) в Туношне, а вот толстые на коротеньких ножках, хвостатые и языкастые твари из под крыши в Бурмакино скорее напомнали саламандр. Они, как и положено, стерегли ночное солнце, которое находится ниже их.

Нерехта Костромской уже области по праву может считаться драконьим логовм, это место встречи разных форм и традиций изображений драконо-ящеров. Именно на примере Нерехты можно увидеть различные переходные формы — от ростовско-ярославских натуралистичных (если так можно сказать о драконах), до переходящих в растительные формы, можно даже увидеть как голова дракона переходит в колокольчик, тело — во вьюн. Цветочные драконы. Наверно, к разряду курьёзов можно отнести очень стилизованных драконов, похожих скорее на камбалу — из-за того что оба глаза находятся на одной стороне.

Деревня Коточижовки находится где-то на границе Ярославской и Костромской областей (формально — Ярославкая), и её драконы очень напоминают цветочных нерехтинских. Живут там дачники и местные жители. Информация — всё таже — дома — старые, резьбу выполняли сами. А вот на подъезде к Костроме в деревне Обломихино снова появляются ящеры с рыбно-саламандровым телом. Они вольготно лежат на небосводе, под которым находится женская фигура. Сложно сказать, были ли фигуры рожаниц по краям, но если и были, то не сохранились.

В Ипатьевской слободе, на деревянных улицах около монастыря мы встретили и драконов с рыбообразно-саламандровым телом, и более извитых. Один из переулков можно было бы так ин назвать «Драконий». Из шести домов три — с ящерами. И все разных мастеров. Прямо как в альбоме «Аквариума» Костром Mon Amour - «а снизу плывёт морской змей»... При этом они могли быть и с двумя рожаницами и женской фигурой под небосоводом, так и с одной женской фигурой. На одном из домов они не то срослись языками, не то их держит очень стилизованная женская фигура. Из других типичных для Костромы и области наличников — наличники с громовым знаком, что также наводит на определенные размышления о роли драконов-ящеров в качестве оберега от грома. Драконы присутствуют и в городе, на зданиях стиля модерн, но это уже несколько иная история.

Изначально в наши планы входило проверить наличие драконов со стороны Судиславля, и доехать до Кинешмы, где драконов тоже видели и фотографировали. Но невозможно необъять необъятное — этот маршрут был оставлен до другой экспедиции.

Вдоль берега Волги продолжили мы свою погоню за драконами в сторону Ивановской области. К сожалению, большая часть деревень превратилась в дачи, что в данном конкретном случае повлекло за собой необратимые изменение их архитектурного облика. Ящеры, в том числе, рыбообразные, обнаружились в Приволжске.

Был уже вечер, а нам надо было ещй добраться до Тейково, причем до этого желательно было осмотреть Вичугу, как одно из мест обитания наших чешуйчатых и хвостатых друзей.
По дороге в селе Новое нам снова попались саламандрообразные ящеры.

До Вичуги мы добрались уже сильно в сумерках, так что о съёмках речь не шла, но знакомые фигуры различить можно было.

Последний день экспедиции начался в Тейково, и сразу удачно — драконы фактически сами на нас напали на первой же улице. В ряд стояли три красивых дома — два с драконами, один с глухой резьбой. Ещё большее удовольствие доставило общение с хозяйкой драконов. Диалог начался как обычно: «А что это вы фотографируете?» - «Да вот, наличники у вас красивые». «А дом-то старый» - «Да, да весь наш род в нём давно живёт» - «А резьба?» - «Да когда строили — пра или прапрадед сам и резал»...А дальше пошёл разговор о содержании наличников - «А на наличниках то кто изображён?». Тут хозяйка похоже за долгие годы внимательно посмотрела на свои наличники и искренне удивилась «Ой, да нешто драконы?!!!». А потом посмотрела на соседний... «Ой, да нешто у Славки тоже драконы?! Пойдём глянем! А мои-то лучше, у меня ещё и голубочки». Что правда, то правда, голубочки под небосводом — традиционный ивановский мотив. «У Славки» же по бокам были петухи, которые чем-то напоминали талдомских. (Подумалось - а может быть, птицы — это воспоминание о мужике-Трясогузке или тому подобном персонаже?) А ещё хозяйка — уже очень пожилая женщина — переживала, что наличники давно не крашены... И это одна из общих проблем — как содержать и сохранять это очень на самом деле хрупкое богатство... При выезде из города нам встретились накладные драконы, чем-то похожие на волков, под небосводом.

Драконы села Устье были очень похожи на книжных, возможно, именно они и послужили прообразом. А вот в селе Яксаево нас встретили не только драконы, но и львы. Пожилая, но очевидно с юмором хозяйка, засомневалась - «неужто из Москвы... что то не похожи вы на московских-то»... Ну и то правда — лимузин наш, то есть козлик, нёс на себе следы всех болот и лесных дорожек, да и мы сами слегка подзакоптились... А дом, где наверху очень стилизованные, только по открытым ртам опозанаваемые ящеры соседствуют со львами, строили в 1927 году. В другой части деревни, на противополжном берегу, драконоящеры были не только на наличниках, остатки саламндрообразного существа нашлись над крыльцом.

Однако как далеко в Ивановской области драконы уходят на запад? Игрищи показалось достаточно привлекательным названием, несшим на себе несколько языческий отпечаток. И действительно, драконические мотивы в нём были. Однако всё это меркло по сравнению с увиденным в соседнем Константинове. И особенно грустно понимать, что возможно сейчас, когда я это пишу, или когда вы это читаете, это великолепие перестаёт существовать. Потому что дом брошен и его разбирают по брёвнам. Из наличников целиком сохранился только один. Огромное, выполненное в технике глухой резьбы солнце. Сверху — два дракона и три женских фигуры...
Возможно, Константиново и есть один из западных драконьих форпостов в Ивановской области. Во всяком случае, пока мы двигались по направлению к Юрьеву-Польскому, нам они не встречались...

Понятно, что по итогам данной разведки можно сделать лишь предварительные выводы, и необходимо несколько выездов для определения более чётких границ явления. При этом стоит понимать, что при нынешних темпах разрушения определять скоро будет нечего. По сути же можно выделить несколько стойких основных сюжетов:
драконы, рожаницы, солнце
драконы, три богини (рожаницы и река)
драконы и птицы (при этом могут быть и рожаницы)
драконы и солнце
драконы и богиня (река, хозяйка вод?).

Сюжеты тяготеют к определенным областям, но при этом сосуществуют и переходят друг в друга, также, как и разные варианты изображения самих ящеров, то есть существует непрерывность и последовательность, которая привязана к бассейну Верхней Волги, совпадая с направлением новгородской колонизации.

Крылья у ящеров, превращая их в драконов, похоже «отрастают» под влиянеим книжных иллюстраций и лубка. Однако на то, что перед нами — ящер, хозяин рек и озер, воды указывает и «саламандрообразность», и возможность замены на рыб. Об этом же говорит господствующее положение в композиции, сродни композиции новгородских гусель, о которых мы рассказывали вначале — где ящер властвует и над водами небесными — птицы, и получает жертву — кони.

Местоположение ящеров на наличниках и сюжет с рожаницами отсылают нас к Великому Новгороду, наличие же одной богини — хозяйки вод напоминает о финно-уграх, в данном случаем, мере. Действительно, топонимия, в особенности гидронимия драконьей местности, почти сплошь мерянская, да и сама область распространения драконов прохоит по историческим мерянскими землями.

Так что возможно, мы имеем дело с реликтами культа именно ящера, который мог закрепиться и распространиться на данной территории благодаря взаимодействию культуры новгородских словен и племён мери.

Вместо послесловия:
Стилизованные изображения змей — охранниц дома распространены гораздо шире, и это предмет отдельного рассмотрения. Драконы-ящеры также встречаются дальше по Волге и в Сибири — там, где при переселении происходил перенос традиции.

Презентация "Тень дракона" ЗДЕСЬ

Фотоотчёт по маршруту.

Московская область,
Талдомский район

Нушпол





Вербилки



Талдом













Квашонки











Смёнки



Бабахино





Кошелево



Глебово





Тверская область

Нерль







Ярославская область

Юрьево





Углич









Дивная Гора







Петряевка





Тутаев











Пшеничище





Ярославль



Туношна



Бурмакино



Коточижовки





Костромская область

Нерехта





















Обломихино





Кострома, Ипатьевская слобода









Ивановская область

Приволжск





Новое



Тейково







Устье



Яксаево







Константиново

27 ноября 2009

текст О.А. Захарова
фото О.А Захарова, за исключением указанных иначе

Воспроизведение части или целого данного текста, использование фотографий и карты — только с разрешения авторов.

Участники экспедиции
О.А.Захарова
И.А. Константинова
Е.И. Константинов

Граждане восстанавливают леса, погибшие в огне
Лесная ярмарка - подарите лесу дерево

 

Изгурт и Мещеряки, Удмуртия
Изгурт и Мещеряки, Удмуртия




Портмаськон - ряжение в Изгурте, Удмуртия
Портмаськон - удмуртский обряд ряжения, который в новогодний переходный период должен отпугнуть злых духов. Деревня Изгурт (Каменное).



"Бричка" в гостях у "Свети-Цвета" - Нижегородский Этносейшн
10 января состоялся первый праздник - диалог культур "Нижегородский Этносейшн"



Проект поддерживается интернет-порталом Forest.RU

Share |

рублей Яндекс.Деньгами
на счёт 41001289093796 (Интернет-проект Этноэкология)