Этноэкология

ОПРОСНИК

"Змеи как объект сакрализации в традиционной локальной культуре"

А. Встреча со змеёй.

Какие змеи встречаются в вашей местности?

Встречали ли вы змей и каких?

Какие змеи ядовитые и есть ли случаи смерти от змеиных укусов?

Как вести себя при встрече со змеёй?

Есть ли специальные слова, предотвращающие встречу со змеёй?

Б. Укус змеи

Как можно защититься от укуса? Можно ли использовать какие-нибудь слова (молитва, заговор) или предметы, травы?

Что делать в случае укуса?

Когда змеи наиболее опасны?

В. Убийство змеи

Убить змею к добру или к худу?

В каких случаях могли убить змею?

Существовал ли запрет на убийство змеи?

Известны ли случаи, когда с человеком случались несчастья из-за убийства змеи?

Могла ли змея спасти жизнь человеку?

Г. Особенности внешнего вида змеи

Что рассказывают в вашей местности о взгляде змеи?

Существуют ли рассказы о слепой змее медянице?

Чем змея жалит?

Существуют ли рассказы объясняющие необычный вид змеи: отсутствие ног, жёлтое пятно на голове ужа?

Существуют ли особенности поведения некоторых змей?

Можно ли как-то использовать змеиный выползок (выползень)?

Существуют ли рассказы о вреде, причиняемом выползком (заговор)?

Д. Особенности поведения змей

Живут ли змеи во дворе?

Бытуют ли рассказы о том, что ужи выдаивают коров?

Существует ли запрет на убийство змеи (ужа)?

Существует ли связь между змеями и кладами?

Как змеи размножаются?

Как выращивают своих детей

В какие дни змеи собираются в клубки?


Назад | К содержанию | Вперёд