Этноэкология

СЕТЕВОЙ ЭТНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ "СОРОК КЛЮЧЕЙ": ТРАДИЦИОННОЕ ВОДОСБЕРЕЖЕНИЕ И ПОЧИТАНИЕ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ

Доронин Д. Ю., Ляпаева О. Н.

1. Традиции водопочитания в эколого-образовательном проекте "Сорок ключей"

Первый областной сетевой этно-экологический проект "Сорок ключей" пятый год осуществляется на территории Нижегородской области. Он был разработан и осуществлён в 2001 году этно-экологами Нижегородского фольклорного клуба при экоцентре "Дронт", педагогами Областного центра развития творчества детей и молодёжи его педагогами - Д.Ю. Дорониным и О.Н. Ляпаевой (Галчиновой).

Основным объектом проекта "Сорок ключей" в Нижегородской области стала вода в её родниково-ключевой форме. Внимание проекта сосредоточено на родниках, но также собирается и обрабатывается фольклор (устные рассказы, легенды, былички, преданиями) о других водных объектах: крупных и малых реках, ручьях и "разречьях", озёрах, болотах, омутах.

Общей целью сетевого проекта "Сорок ключей" является экологическое воспитание школьников, основанное на традициях неразрушающего природопользования, бытовавших ранее и отчасти сохранившихся сейчас у коренного населения Нижегородской области.

Конкретной эколого-образовательной задачей этого проекта является выявление и паспортизация (в виде оформленных письменных работ, выполненных коллективом школьников) этнографического, фольклорного материала о родниках, ручьях, малых речках Нижегородской области и др. возможных регионов.

Любой устный материал, собранный детским коллективом в каком-либо населённом пункте, рассказывающий об истории или почитании какого-либо конкретного водного объекта можно рассматривать и вводить в практику экообразования как традицию почитания воды, бережного отношения к водному ресурсу в целом.

Традиции неразрушающего природопользования - это утвержденные в общественных нормах и представлениях природосберегающие формы хозяйствования, максимально учитывающие специфику местной природы. Их современное значение прямо экологично.

Традиции почитания воды имеют тысячелетнюю историю, их возникновение можно датировать возникновением сознательной деятельности человека. Это не случайно: вода - один из основных ресурсов, связанных напрямую с жизнью человека. Мифологии всех народов имеют одним из основных своих элементов воду - в той или иной её "форме". Вода, как всякий важный мифологический элемент, - всегда больше чем простой ресурс, но наполнена тайной, неоднозначностью; это - некое, частично закрытое человеку, природное пространство, населённое своими могущественными духами-обитателями, хранителями.

В представлениях различных традиционных культур мы неизбежно обнаруживаем те или иные правила общения, обращения с водными источниками или водоёмами вообще: разнообразные ритуалы, ограничения, запреты, табу и пр. Человек приносит жертву реке, роднику (монету, чарку водки и т.д.) - прежде чем испить её воды, иначе, от непочтительного отношения, может случиться всякое… Человек просит прощения, когда перешагивает ручьевую бегущую воду… Некоторые озёра Карелии не посещаются после захода солнца - там нечего делать человеку… Во многих уголках нашей страны издавна было не принято, даже запрещено стирать или полоскать бельё в реке - это было чревато гневом духа воды: рыба из реки (озера) исчезала… Известны различные моления на воду, гадания на воде, освящение воды - не только в христианской традиции. Живая вода… Мёртвая вода… Дарующая или закрывающая жизнь. Во многих традиционных культурах с водой связаны разнообразные ритуалы очищения, излечения или преображения человека (пример - крещение). Этот глубоко психологический аспект восприятия воды так или иначе прослеживается в мифах. Надо ли пояснять, что человек традиционной культуры куда более осторожно, внимательно, "экологично" относился к воде и как к ресурсу? Любой ресурс такого человека нёс в себе некую сакральную нагрузку.

Издавна известны и традиции почитания водных источников: ключей, родников. Многие родники, даже не в христианской традиции считаются непростыми, священными. В ряде районов Нижегородской области до сих пор сохранились представления о "сорока ключах" - особой родниковой купели с прозрачной целебной, святой водой, бьющей со дна купели из сорока (40 - древнее сакральное мифологическое число) ключей. Много родников, считающихся непростыми в Церковной традиции. Наконец, ещё более велико множество родников, бьющих из-под земли в лесном овраге или в близи родной деревни. И с этими родниками связаны обязательно какие-то рассказы, пусть даже "не святые", а совсем обычные истории. В каждом селе обязательно говорят о "вкусной" (и т.п.) воде из родника, каждый ключ имеет свою небольшую или великую историю. Водные объекты распространены повсеместно, и с ними связаны различные народные представления и традиции неразрушающего природопользования, бережливого и почтительного отношения к природному ресурсу.

Практически весь фольклор и традиционная культура в совокупности - есть отображение, изображение и человеческое восприятие природы (поскольку в традиционной, не техногенной культуре больше нечего отображать). Потому в область экологического образования может входить изучение и преподавание вс ы. Грамотное изучение и популяризация конкретных традиционных культур - важнейший путь в преодолении кризисных экологических ситуаций.

Необходимо помнить, что традиционная культура всегда природно конкретна, поскольку отражает развитие и жизнь геграфически-конкретной совокупности людей (деревня, село) в совершенно конкретном особенном природном ландшафте. Таким образом, формы хозяйствования и отношения к природе в традиционной культуре наиболее оптимальны, выверены, гармоничны, учитывают особенности и нюансы местного природного пространства. Космополитичная индустриальная технократическая культура не учитывает и разрушает все нюансы, поскольку является чужеродной, искусственно привнесенной для большинства территорий.

2. Специфика областного сетевого этно-экологического проекта как эколого-образовательной, просветительской и воспитательной формы

Известно, что важной задачей в решении экологических проблем конкретных районов Нижегородской области является педагогическая популяризация местной, характерной именно для данных населенных пунктов традиционной экологической культуры. Вместе с тем, занимаясь по теоретическим педагогическим программам экологического образования, педагоги часто не обращают внимания на местную традиционную экологическую культуру, недооценивая ее воспитательный потенциал. Сетевые этно-экологические проекты призваны решить эту проблему.

Областной сетевой этно-экологический проект является базовым элементом хода и развития форм непрерывного учебно-воспитательного процесса сектора гуманитарной экологии ОЭОиВ ОЦРТДиМ по проекту "Гуманитарно-экологическая педагогика: природа и культура".

Каждый сетевой проект включает в себя комплекс экспедиционных исследований, обучающих семинаров, конференций, издательских мероприятий (от периодики до цифрового тематического видео, интернет-изданий, мультимедиа-пособий и архивов). Обязательным условием осуществления сетевых проектов является создание и развитие сети рабочих групп из педагогов и учащихся в районах области. В каждом сетевом проекте одновременно, в течение года или нескольких лет, в районах области по определенной фольклорно-этнографической теме работают коллективы школьников, педагогов, специалистов учреждений культуры и т.д. В течение года проходят координационные и обучающие семинары (выездные и в Н.Новгороде) и итоговая конференция, на которых и встречаются члены рабочих групп. Районные школьные этно-экологические экспедиции собирают информацию о традиционном (этническом) бережном отношении к родникам, урочищам, рекам, озерам, деревьям. При этом основным методом структурирования областного опыта по реализации проектов является паспортизация гуманитарно-экологических исследований в районах Нижегородской области.

В проведении учебно-исследовательских экспедиций сетевых проектов особенно ценно прямое общение учащихся с носителями конкретной традиционной природоориентированной культуры, "живое" участие детей в природно-социальном контексте локальной традиционной культуры - то, что может дать только экспедиция, и что невозможно получить при реферировании литературы или в ролевых игровых или праздничных формах. Иными словами, ребенок не только получает абстрактные знания и умения по изучению традиционно-экологического компонента, но познает его культурное и экологическое значение, "погружаясь", в ходе исследовательских экспедиций и творческих занятий по их материалам, в пространство конкретной, родной ему традиционной культуры. Проводимая в экспедиции учебно-исследовательская работа школьников осуществляется сообразно принципам предельной конкретности, локальности, уникальности форм традиционной культуры, их прямой зависимости от конкретного природного пространства, в котором формировалась и продолжает находиться культура той или иной деревни.

Сетевая система работы помогает педагогам и школьникам обмениваться на организованных ОЦРТДиМ семинарах и конференциях методиками, расширять круг исследуемых вопросов. В настоящее время методики проекта "Сорок ключей" используют педагоги 36 районов Нижегородской области, педагоги-экологи более 20 субъектов Российской Федерации и четырёх стран СНГ: Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана и Украины.

В процессе реализации основного проекта кроме "Сорока ключей" внедряются другие сетевые проекты: "Традиционное обрядовое печение", "Этно-экологические тропы", "Древо жизни" и др.

В ходе многолетней экспедиционной деятельности специалистами Нижегородского областного центра развития творчества детей и молодежи, была разработана авторская методика экспедиционного сбора информации по различным природосберегающим фольклорно-этнографическим аспектам традиционной народной культуры. Особое место в этих методиках уделено выявлению традиций неразрушающего природопользования, изучению связи природного и традиционно-культурного ландшафтов.

В процессе развития сетевых проектов формируется гуманитарно-экологическая сеть, это является важным методологическим условием действия проекта и формирования областного гуманитарно-экологического направления. Рабочая гуманитарно-экологическая сеть - это система информационного и научно-практического взаимодействия детских, педагогических коллективов районов области, участвующих в гуманитарно-экологических проектах. Участники сети - рабочие (исследовательские) гуманитарно-экологические группы: коллективы педагогов и школьников (воспитанники кружков при школах, музеях, учреждениях дополнительного образования в районах области).

По каждому сетевому гуманитарно-экологическому проекту сеть развивается в несколько этапов. Первый этап - формирование "костяка" сети: обучение методикам проекта наиболее заинтересованных педагогов и специалистов.

В последующих этапах (см. таблицу "Этапы реализации проекта") сеть расширяется посредством обучающих семинаров, педагогических мастерских, учебно-исследовательских выездов и экспедиций при обязательном содействии "костяка" сети. Каждый этап сопровождается созданием и распространением новых методик: сбора, гуматарно-экологического картирования и этно-экологического анализа собираемого фольклорного материала.

Координация, поощрение, обмен опытом, тиражирование и обучение новым методикам происходят на областных конференциях сети, которые проходят, как правило, дважды в году - осенью и весной. Как правило, изменения состава гуманитарно-экологической сети при запуске нового сетевого проекта незначительны. Основная трудность при этом состоит в организованном обучении всех педагогов сети новым методикам и их постоянной, круглогодичной координации, - в противном случае сеть начинает разрушаться. Таким образом, развитие гуманитарно-экологической сети - постоянный процесс, который координируется руководителями сетевых проектов, при участии коллективов "костяка" сети.

Ниже приводится таблица этапов реализации областных сетевых этно-экологических проектов ОЦРТДиМ в Нижегородской области. Эта таблица может быть полезной при тиражировании и реализации подобных проектов в других регионах России.

Таблица 1: Этапы реализации проекта

I этап:(осень 2001 г.) Первичный, установочно-презентационный этап: этап разработки и запуска первого сетевого областного гуманитарно-экологического проекта "Сорок ключей" - проведение первого областного установочного семинара по подходам и методикам гуманитарной экологии.
II этап: (зима 2001- 2002 гг.) Этап формирование начальных модельных групп - учебно-исследовательских этно-экологических коллективов из УДО и школ районов Нижегородской области - будущего "костяка" областной гуманитарно-экологической сети. Учебно-воспитательная работа с детьми и повышение квалификации взрослых специалистов модельных групп: обучающие и проблемно-тематические семинары.
III этап:(2002 г.) Этап формирования гуманитарно-экологической сети: рост количества коллективов из районов области, вовлечённых в сетевой проект "Сорок ключей". Учебно-воспитательная работа с детьми и повышение квалификации взрослых специалистов: обучающие и проблемно-тематические семинары. Массовое распространение базовой методики "Сорок ключей". Разработка и распространение новых методик по сбору и анализу этно-экологического материала. Анкетирование успешности и проблемности реализации проекта.
IV этап:(лето 2002 г.) Этап начала первичных натурных исследований групп сети в условиях их традиционных культур: разработка документации летних учебно-исследовательских гуманитарно-экологических экспедиций и лагерей ОЦРТДиМ, их проведение, организация полевых мастер-классов и тренингов по изучению традиционных культур - для представителей областной сети, выезды в районы. Координация параллельных исследований групп сети. Разработка визуальных (видео-, фото-, мультимедиа) программ и методик ОЦРТДиМ на основе собственных исследований - сбора и обработки фольклора.
V этап:(осень 2002 г.) Этап формирования навыков этно-экологического анализа собранного материала: координация и консультации участников сети в обработке и осмыслении собранного ими традиционно-культурного материала - в подготовке детских учебно-исследовательских письменных работ, заявляемых на гуманитарно-экологическую конференцию.
VI этап:(осень 2002 - весна 2003 г.) Аналитико-диагностический этап начального периода функционирования сети: заявление, защита и оценивание детских учебно-исследовательских письменных работ на областной конференции:- 1-ый шаг: Осенняя конференция (ноябрь-декабрь) - оформление, изложение и защита весенне-летней исследовательской деятельности по проекту "Сорок ключей";- 2-ой шаг: Весенняя конференция (апрель) - оформление, изложение и защита детских работ с учетом осенне-зимней исследовательской деятельности по проекту "Сорок ключей".
VII этап:(с конца 2002 г.) Этап начала внедрения новых сетевых проектов: разработка и начало тиражирования методик по сбору и исследованию природоориентированных традиций народного пчеловождения, обрядового печения. Проведение обучающих и проблемно-тематических семинаров для взрослых руководителей сетевых групп.
VIII этап:(лето 2003 г.) Этап начала самостоятельных (вторичных) натурных исследований групп сети в условиях их традиционных культур: разработка документации летних учебно-исследовательских гуманитарно-экологических экспедиций и лагерей ОЦРТДиМ, их проведение, организация полевых мастер-классов и тренингов по изучению традиционных культур - для представителей областной сети, выезды в районы. Координация параллельных исследований групп сети. Разработка визуальных (видео-, фото-, мультимедиа) программ и методик ОЦРТДиМ на основе собственных исследований - сбора и обработки фольклора.
IX этап:(с осени 2003 г.) Этап начала гуманитарно-экологического картирования и паспортизации опыта гуманитарно-экологической деятельности: разработка и тиражирование методики паспортизации собственной проектной деятельности районных групп и методики картирования многообразия форм традиционного отношения к конкретным природным объектам в пространстве локальных традиционных культур Нижегородской области. Обучающие и проблемно-тематические семинары, консультации. Разработка положений: фестиваля "Чистая планета" и конкурса "Моя малая родина", включающих методики паспортизации проектной деятельности и картирования традиционных форм отношения к природе.
X этап:(осень 2003 г.) Этап самостоятельного этно-экологического анализа собранного материала: Координация и консультации участников сети в использовании методик паспортизации и картирования - в обработке и осмыслении собранного ими традиционно-культурного материала. Написание паспортов районной гуманитарно-экологической деятельности и детских учебно-исследовательских письменных работ, заявляемых на экологический фестиваль "Чистая планета".
XI этап:(осень 2003 г. - весна 2004 г.) Аналитико-диагностический этап начала самостоятельного периода функционирования сети: заявление, защита и оценивание паспортов и детских учебно-исследовательских письменных работ на областной конференции:- 1-ый шаг: Экологический фестиваль "Чистая планета" (ноябрь) - оформление и оценка паспортов районной гуманитарно-экологической деятельности и школьных работ по весенне-летнему исследовательскому опыту в проекте "Сорок ключей" и по новым развиваемым сетевым проектам;- 2-ой шаг: Подведение итогов гуманитарно-экологического конкурса "Моя малая родина" в рамках весенней конференции (апрель-май) - оформление, изложение и защита детских работ с учетом осенне-зимней исследовательской деятельности по проекту "Сорок ключей" и новым сетевым проектам.
XII этап:(с лета 2003 г.) Этап начала развития устойчивых межрегиональных гуманитарно-экологических инициатив: планомерное, систематическое представление организационно-методического опыта гуманитарно-экологической работы ОЦРТДиМ как передового в России. Систематическое представление на межрегиональном уровне опыта работы и результатов районных сетевых групп. Формирование предпосылок к созданию межрегионального координационно-методического центра по гуманитарной экологии в Н.Новгороде - на базе отдела экологического образования и воспитания ОЦРТДиМ.
XIII этап:(с весны 2004 г.) Этап начала внедрения нового областного сетевого проекта "Древо жизни": разработка и начало тиражирования методик по сбору и исследованию природосберегающих традиций лесопользования и побочных лесных промыслов. Проведение обучающих и проблемно-тематических семинаров для взрослых руководителей сетевых групп.
XIV этап:(лето 2004 г.) Этап самостоятельного натурного гуманитарно-экологического картирования и этно-экологических исследований групп сети в условиях их традиционных культур: разработка документации летних учебно-исследовательских гуманитарно-экологических экспедиций и лагерей ОЦРТДиМ, их проведение, организация полевых мастер-классов и тренингов по изучению традиционных культур - для представителей областной сети, выезды в районы. Координация параллельных исследований и картирования групп сети по проектам "Древо жизни" и "Сорок ключей". Разработка визуальных (видео-, фото-, мультимедиа) программ и методик ОЦРТДиМ на основе собственных исследований - сбора и обработки фольклора.
XV этап:(осень 2004 г.) Этап самостоятельного гуманитарно-экологического картирования и этно-экологического анализа собранного материала: Координация и консультации участников сети в использовании методик паспортизации и картирования - в обработке и осмыслении собранного ими традиционно-культурного материала. Написание паспортов районной гуманитарно-экологической деятельности и детских учебно-исследовательских письменных работ по паспортизации и картированию традиционных форм отношения к природным объектам родного района. Заявление на экологический слёт школьных лесничеств.
XVI этап:(с осени 2004 г.) Этап издания гуманитарно-экологического методического сборника: разработка макета издания всех гуманитарно-экологических методик ОЦРТДиМ в одной методической тетради. Издание. Распространение.
XVII этап:(осень 2004 г.) Аналитико-диагностический этап самостоятельного периода функционирования сети: экологический слёт школьных лесничеств (ноябрь) - оформление, защита и оценка паспортов районной гуманитарно-экологической деятельности и школьных работ по весенне-летнему исследовательскому опыту в проектах "Древо жизни", "Сорок ключей" и по др. развиваемым сетевым проектам.
XVIII этап:(2005/06 гг.) Этап подготовки к изданию справочника районных гуманитарно-экологических групп Нижегородской области: разработка макета издания, объединяющего основные результаты этно-экологических исследований, гуманитарно-экологического картирования и паспортизации проектной гуманитарно-экологической деятельности районных групп.


Назад | К содержанию | Вперёд