Этноэкология

ИЗУЧЕНИЕ ТРАДИЦИОННО-КУЛЬТУРНОГО ЗНАЧЕНИЯ РАСТЕНИЙ В МЕСТНЫХ ДЕРЕВНЯХ И СЁЛАХ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Доронина Т. Б.

Это задание - не совсем обычное. Мы предлагаем вам исследовать природоохранные традиции, существующие в вашей местности. Когда-то именно эти традиции охраняли реки, леса, зверей, деревья гораздо лучше любых законов. Поэтому помнить такие традиции, возрождать их очень важно.

Для этого нужно опросить нескольких человек пожилого возраста, длительное время проживающих в вашей местности. Это может быть даже ваша бабушка или прабабушка, соседи, и т.д.

Обязательно нужно указывать: фамилию, имя, отчество опрошенного, его дату рождения, место рождения и место проживания, а так же дату проведения опроса.

Лучше всего записывать рассказ на магнитофон (диктофон), а потом переписывать на бумагу, но если нет такой возможности, то можно сразу записывать на бумагу. Но не стоит увлекаться литературной обработкой текста - возможно, вам покажется, что бабушка говорит неправильно, неграмотно, и вам захочется её исправить - не стоит этого делать, ведь именно она знает это поверье, историю, легенду, а не вы, и вы можете упустить что-то существенное. Поэтому желательно записывать дословно.

Переписывать данные из газет, журналов, изданных травников и лечебников нельзя.

Широкая представленность информации о растениях в фольклорных текстах, а прежде того - в народном сознании, многогранность значения (бытовое - сакральное, помощь - угроза, и т.п.) растений в жизни человека оставляет неограниченные возможности для исследовательской деятельности. Тому, кто изберет растения в качестве основного объекта своих гуманитарно-экологических изысканий, можно предложить ориентировочный перечень вопросов для эколого-этнографической экспедиционной беседы с информаторами.

Ориентировочный перечень вопросов для гуманитарно-экологического опроса о значении растений:

Используете ли Вы для лечения какие-нибудь растения? Как они называются? От чего помогают? Какие растения используются, например:

при высокой температуре;

от кашля;

при порезах, ранениях, кровотечениях;

при ушибах;

при заболеваниях желудка, кишечника;

при кожных заболеваниях;

от зубной боли;

при нарушениях сна;

при нервных расстройствах;

и т.п.? (только со слов старожилов, не переписывать из газет, журналов и книг!)

В какое время нужно собирать лекарственные растения? Какие условия необходимо соблюдать (произносить какие-либо слова; молчать; приносить что-либо в жертву, в благодарность)?

Каким образом Вы применяете растение при лечении (произносятся ли какие-либо слова, совершаются ли другие действия; требуется ли соблюдать для лечения какие-либо другие условия: время года, суток, определенное место)?

Какие растения, кроме культурных, используются в пищу (использовались, например, во время войны)?

Помогают ли растения в каких-либо иных жизненных ситуациях (от нечистой силы, от сглаза, от приходящих покойников; для поиска кладов, обретения магической силы, и т.п.)? Какие это растения?

Есть ли в Вашей местности растения, несущие опасность (бытовую, сакральную) для человека? Какие это растения? Чем отличаются от других представителей своего вида?

В какое время обычно рубили лес для своих нужд? Можно ли было рубить в другое время?

Существовали ли деревья, группы деревьев (леса, рощи), которые нельзя было рубить ни в коем случае? Что могло случиться, если нарушить запрет? Что делать, чтобы избежать наказания, если нарушишь запрет?

Какие деревья считаются особенными (с ведьминой метлой, дуплом, отдельно стоящие, другие)? В чем заключаются их особые свойства?

Из каких пород деревьев лучше строить дом, баню, делать гроб? Почему? Какие породы деревьев никогда не используются для постройки дома, бани, гроба?

Сажают ли около дома неплодовые деревья? Каких видов? Зачем?

Как иначе в Вашей местности называют какие-либо растения (например, голубика - гонобобель, водяника - вороника - шикша, и т.п.). Что означает это название?

Изображение растений и деревьев в объектах материальной культуры (роспись, вышивка, резьба), по возможности со схемами или фотографиями.

Пример сбора и обработки традиционно-культурной информации о растениях

Растения сопутствуют человеку на протяжении всей истории человечества: среда обитания, пища, топливо, одежда, строительный материал… Казалось бы, привычность объекта должна порождать "замыленность глаза": лес состоит из древесины, луг - из травы, подробности несущественны. Однако этого не происходит. Человек замечает необычное в обыденном ("никогда не цветущий" орешник, "страшные" ветки дерева, кустарник, растущий по кругу, рожь, которую никто не жнет), связывая это с сакральными свойствами. Значит, существует настроенность на возможность магического, на его присутствие, ожидание знака. И знак не замедлит себя явить, в свою очередь программируя человека: "…Там такое дерево одно стоит - ветки страшные в разные стороны. И повесился на нем…" (Записано от Холодовой Альбины Алексеевны, 1959 г.р., проживающей в с.Татарово Муромского района Владимирской области). Как ни странно, и для нашего современного материалистического-урбанистического сознания нет ничего проще представить дерево со "страшными ветками". Как раз, и единственно, подходящими, чтобы на них повеситься.

"У этого тут - у нас вот до Пензы-то, на песках. Там, я не знаю, кустарник рос как-то крyгом. И вот, всё говорили: тут черти слетаются, колдуны-те. Кто знает…" (Записано от Сергеевой Прасковьи Петровны, 1924 г.р., проживающей в д. Ожигово Муромского района Владимирской области, 3 июля 2003 г.)

Не только "для счастья", но и для элементарного здоровья необходимы человеку растения. И встречаются они не только в рецептах народного траволечения, но и в загадочном:

"Месяц, месяц,
Высоко ты ходишь,
Далеко ты видишь -
Живых и мертвых,
Ягоду-морошку,
Которую не кушаешь.
Как у мертвых зубы не болят, не болят, не болят,
Так и у рабы Божьей…"
(Записано от Беспаловой Нины Николаевны, 1951 г.р., проживающей в с.Татарово Муромского района Владимирской области, 2 июля 2003г.).

Интересно было бы понять, что побудило составителей заговора и многочисленных носителей использовать название этой безобидной, да к тому же на муромской земле крайне редкой и практически не плодоносящей ягоды? Что связывает ее с месяцем, принадлежащим, как известно, к миру мертвых? Водянисто-желтый - лунный - цвет плодов? Принадлежность к болоту - опасности? Или в названии ее слышится что-то от "морок", "мор", - мрак, смерть? (Словарь утверждает, "морошка" - от слова "моросить", сыпаться мелкими каплями, что имеет связь, видимо, с формой плода, но не проливает света на причину появления названия ягоды в тексте заговора). И все же месяц ее, ягоду, "не кушает", - значит, принадлежит она живым? Или все дело в больных зубах?

Что касается текстов, каким-либо образом связанных с растениями, рассказы о празднике Троицы стоят несколько отдельно: не бытовое применение и не сакральное - праздник…

В Бутурлинском районе Нижегородской области "на Троицу вот что было. У нас вот такая была роща березовая. И туда съезжались очень много народу - с каждой деревни… И вот эту всю березку наряжали: тряпками, кто чем может наряжали ее. И под этой березкой начинается…уж как говорится: там вот продавали всё. Ну, как сказать сейчас: как выставка… И сейчас там так же всё собираются, так же делают. Игры молодежные были: борьба, перетяжка канатов - кто как придумает." (Записано от Масловой Евдокии Иосифовны, 1925 г.р., проживающей в с.Татарово, 2 июля 2003г.).

Если же вспомнить, что в других местностях наряженную березу в конце праздника треплют и бросают в воду, да еще о вечном сравнении белой березки с девушкой, - приходит мысль о заместительной жертве.

"Ходют по деревне, песни поют. Во всех деревнях была такая история… Срубят березу - куст нормальненькой - ее рядили. В дом носили. Дома выпьют и пойдут по деревне с ей, с этой березочкой. Да, несли ее. А рядили тряпочками, лоскутками меленькими, вот ситцевыми вот… всякими, всякими". (Записано от Кошелевой Юлии Васильевны, 1932 г.р., проживающей в с.Татарово, 2 июля 2003г.)

И еще немного о березе:

"Баю-баю,
Не ляжися на краю,
А то Букaн унесёт
Во за темненький лесок,
За пень, за колоду,
За белу берёзу.
А берёзка - "скрип-скрип":
Сашенька, спи!"

(Записано от Хлопковой Марии Павловны, 1921 г.р., проживающей в д.Ожигово Муромского района Владимирской области, 3 июля 2003 г.)

Страшная, безысходная перспектива, нарисованная колыбельной, похожая на детский кошмар: непонятный, злой Букан, темный лес, пень, колода… (не припоминаете своих детских страхов? А не вспомните ли, что вам пели мамы и бабушки на ночь?) - прорывается надеждой и успокоением. "Скрип-скрип", конечно, "не маменькин голосочек", а все же что-то утешительно-охранительное в белой березе есть.


Назад | К содержанию | Вперёд