Этноэкология

ОРГАНИЗАЦИЯ ЭТНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ

Доронин Д. Ю.

1. Пояснительная записка

В данной методической разработке мы представляем вниманию педагогов наш позитивный опыт по организации этно-экологического маршрута (тропы) на территории дубравы музея-заповедника архитектуры и быта народов Поволжья "Щелоковский хутор" и предлагаем всем заинтересовавшимся этой интересной передовой формой гуманитарно-экологического направления экопедагогики создать силами своего коллектива подобную тропу у себя в районе.

На примере своего варианта этно-экологического маршрута мы поясним основные принципы и содержательные аспекты организации, функционирования этно-экологических троп вообще. Естественно, наш опыт в данной области не является исчерпывающим, как и не является принципиально завершенной тропа, созданная нами. Объясняется это не только тем, что любые разработки гуманитарно-экологической педагогики в современной ситуации новы и экспериментальны, но также и тем, что всякая такая педагогическая форма есть в тоже время - своеобразная интерактивная форма социального, мировоззренческого диалога: организаторов, экскурсоводов, информационных объектов тропы с экскурсантами, местными жителями, приезжими посетителями леса. Наконец, это, что особенно важно, - мировоззренческий, мироощущенческий диалог всякого человека-посетителя тропы со своим внутренним миром, психическим пространством. Всё это определяется посредством действия комплексов интерактивных художественно-психологических, этно-экологических творческих методов, - посредством личного участия, "погружения" экскурсанта в пространство действия этих методов или случайного, потому - более пассивного, взаимодействия с тропой ее "гостя" - случайного прохожего.

Обо всём этом будет сказано ниже, в т.ч. - в предлагаемой Вам типовой концепции тропы.

2. Описание этно-экологической тропы "Отражение в безымянном ручье" в качестве модельного объекта для создания других этно-экологических маршрутов

"Как некогда человек, строивший свою жизнь на лугу да поле, входил в лес - мир непонятный и странно-чуждый, - так и ты, человек современного города, входишь на нашу тропу с неизвестностью.

Ты входишь, деревья, вода и травы - вдоль от тебя. Едва ли кто из нас знает, понимает, чувствует ныне, что скрывается, убегает, явствует за каждым стеблем травы, что содержится в каждом дуновении, шелесте листьев.

Всего этого, - трудноуловимой, но все же подлинно пребывающей в каждое мгновение, жизни целого мира, - как бы и нет для современного человека. Его мир, все более вбирающий в себя и леса, и глуби вод, предельно прост - всегда состоит из понятных, простых составляющих его частей. Этой простотой он отменяет другие миры, делая их как бы (а затем и явно) несуществующими. Он раскладывает непонятное ему на открытые им, понятные, привычные части. Остальное должно погибнуть, остальное - что не раскладывается - отменяется. Так развивается механизм, так гибнет организм целого.

Гибнущее сложное целое - экосистемы и биосфера в целом, а также, словно бы некий их двойник, - мир более древних, сложных и осторожных представлений, отношений к окружающей природе "старого", "ветхого", неиндустриального человека.

Наша тропа - всего лишь очень небольшой участок природы. Но даже при этом она остается иным миром для современного городского человека, миром потерянного или практически утерянного. На нескольких сотнях метров леса, ручьев, луга мы попытаемся приоткрыть то, что уже неявно городу, но все еще живет в немногих деревнях русского севера, марийской тайги, у других народов," - так начинается экскурсия по нашей экологической тропе, такой текст помещен на буклете-путеводителе.

Этно-экологическая тропа "Отражение в безымянном ручье" создается с апреля 2001 года как совместное мероприятие педагогов-биологов Областного Центра развития творчества детей и молодежи (ОЦРТДиМ) и специалистов-этнографов Нижегородского фольклорного клуба (НФК) при участии детских коллективов - ОЦРТДиМ, Центра традиционной культуры при ДТДиЮ Нижегородского района и других ЦДО г.Нижнего Новгорода. Данная тропа является экспериментальной формой экологического образования населения.

Общей целью работ по созданию этно-экологической тропы является введение в практику экологического образования информации о традициях неразрушающего природопользования.

2.1. Обоснование актуальности создания этно-экологических маршрутов

В настоящее время урбанистическая культура отдаляет человека от природной среды, внушая ему мысль о собственной исключительности, о царственной избранности людей по отношению к окружающему миру.

Внимательное отношение к природе, чуткое всматривание в явления мира изначально присуще традиционной культуре, оно основано на предельно простой прагматической идее: необходимо бережно использовать то, что окружает и даёт жизнь тебе и твоим детям - и так от поколения к поколению. Бережливое отношение к природе - к тому, что не всегда понятно и обозримо, что пугает и угрожает, и даёт жизнь, и спасает род, оберегая его, пронося в тысячелетия. Так существовали многие традиционные культуры прошлого, поглощённые, растворённые затем более сильными и напористыми культурами-космополитами - цивилизациями урбанистического типа, характеризующимися постоянно возрастающим аппетитом материального потребления.

Невозможно вернуться к прошлому, да наверно это и ненужно. Но информация, накопленная поколениями, может помочь современным детям по-новому увидеть и осознать окружающий мир. В этом - залог спасения людей и природы.

К сожалению, в настоящее время учебные заведения испытывают острую нехватку социально-ориентированных наглядных пособий и экскурсионных маршрутов по экологическому образованию и просвещению. Актуальным временным приоритетом является разработка новых интерактивных художественно-психологических методических форм экологической педагогики. Последние ориентированы на развитие эмоционально-чувственного отклика - компоненты личности ребёнка в общении с окружающей природой.

Немаловажную роль при этом играет обращение создателей экологических педагогических методик к богатейшему культурному пласту прошлого нашей цивилизации - в нём содержится (и до сих пор активно проявляется в ряде отдалённых от центра регионах нашей страны) разнообразный позитивный материал традиционных форм природопользования. Это - многовековой, тысячелетний опыт взаимодействия человека, социальной группы с предельно конкретным (не теоретически-обобщённым, абстрактным) природным окружением.

Этот опыт включает весь возможный спектр исторических форм природопользования, традиционно-мифических представлений о положении человека в природном пространстве, обрядов, фольклорных традиций, а также материальных предметов человека традиционной культуры.

Вовлечение конкретных форм культурно-экологического материала в разработку эколого-педагогических методик, на наш взгляд, является важнейшим пунктом проблемы формирования экологического сознания личности ребёнка, в частности - сознания детей индустриального, городского типа современной культуры.

Поэтому, непосредственно в черте города - на территории государственного памятника природы "Щелоковский хутор" нашей организацией обустроена этно-экологическая тропа "Отражение в безымянном ручье", посвященная традиционной экологической культуре.

2.2. Расположение этно-экологического маршрута

Этно-экологические точки-объекты тропы

Данная этно-кологическая тропа представляет собой маршрут, объединяющий 15 этно-экологических точек-объектов, рассказывающих о традиционной экологической культуре.

Каждая этно-экологическая точка маршрута выделена из окружающего пространства специальным оформлением, сочетающим экологическую информацию (стенды, таблички, подписи) с художественно поданным этнографическим материалом.

В оформлении точек нашей тропы мы руководствовались подбором материалов, наиболее близких к естественным и используемых традиционно в народном быту, гуляниях, праздниках и пр.: мочало, береста, пеньковые верёвки, пряжа, ленты, монеты; также: сухая трава камыша, осоки и т.п., жерди, сухие корявые ветки, старые потемневшие доски и брёвна. Для изготовления художественных стендов с этно-экологической информацией использовались листы толстой фанеры, лак, гуашь, береста и водоустойчивые краски. Такое оформление точек не должно резко выделять объект из окружающей природы, но подчёркивать его значимость, не вырывая из общего пространства, фона. Потому лучше использовать естественные или не очень новые материалы (что, к тому же дешевле).

Вот описания нескольких точек нашего маршрута - тексты, помещённые, либо рассказываемые более подробно (с привлечением фольклорных сюжетов) на этих объектах:

1. Праздничные качели - древнейшее ритуальное сооружение. Устанавливались на большие праздники, украшались лентами, бумажными цветами. Считалось, что чем выше на них качаются, тем лучше уродится рожь.

2. Мастерская "Сотворение мира":

Создание игрушки - древнейший ритуал поклонения природе, оживает в играх Ваших детей, в глиняной свистульке, сделанной их руками. Олень или птица из глины - обилие дичи в лесах, так понимал пращур. Сотворим одно - сохраним другое.

3. Священный дуб. Дерево-покровитель мужчин. В мифологии древних славян дуб почитался как любимое дерево громовержца Перуна. Согласно старому поверью, если мальчик коснётся огромного векового дуба, то часть силы дерева-исполина перейдёт в ребёнка.

4. Святое дерево липа. Была почитаемым деревом славян. Липа всё принимает на себя, оттого и ствол у неё весь в наростах. И ещё: липой нельзя бить скот -сдохнет. Верили, что монеты, оставленные под деревом, станут залогом удачи и здоровья. Особенно почиталась женщинами, у марийцев считалась деревом женщины.

5. Обережный крест охранял мир людей (деревню) от лесной неведомой силы - пространства, не принадлежащего человеку. Считалось, что медведи не могут обойти этот крест и причинить вред скотине.

6. Переправа через ручей. До сих пор в северных деревнях живёт поверье, что человек, переступающий через воду, должен попросить прощения за невольную невежливость.

7. "Русалий берег". Русалки - удивительные существа, равно принадлежащие миру людей, миру воды, миру леса, Считалось, что они покровительствуют скоту. На Русальей неделе было принято развешивать тряпочки на прибрежные кусты - русалкам на рубашки.

8. Развилка-росстань. Считалось, что в особые дни, - на святках человек, очертивший себя на росстани угольником или ножом, способен заглянуть в будущее

9. Лес. С древнейших времён истинным хозяином леса считался леший. Называли его и лешаком, и хозяином-батюшкой. Относиться к нему следовало с почтением, чтобы не заблудиться самому, не потерять скотину.

Выбор природного окружения этно-экологического маршрута:

Где закладывать этно-экологический маршрут? Во многом это зависит от той этно-экологической информации, которой Вы располагаете и хотите отразить, положить в основу Вашей тропы. Так, к примеру, основным смыслообразующим центром нашей тропы явилось "водное пространство" леса - лесной родник и ручьевая сеть, связанная с ним, что, кстати говоря, вполне связано с биолого-экологическим аспектом - средообразующей ролью этих водных объектов, водоохраным значением лесной растительности.

Очень хорошо, если и Ваша тропа будет сочетать в себе разные типы природных объектов, а значит - и различные традиционные представления о природной среде: о роднике, ручье, речке, лесном озерце, болоте, лесе, лесной опушке, луге, поле. Всё это в представлениях человека традиционной культуры - различные миры, часто находящиеся в довольно непростых отношениях, где последние объекты (луг, поле) - или граница, или уже практически - мир человека. Хотя, дополним, и внутри мира человека (поселение) мы не имеем, согласно традиционным представлениям, однородного человеческого пространства, поскольку и здесь, в самых разных временных и пространственных ситуациях, наблюдается присутствие, "вторжение" нечеловеческого - того, что "по ту сторону общепринятой цивилизации". Банники в банях, овинники - в овинах, домовые, суседки в домах, гости, огненные змеи, летуны - навещающие людей в их человеческом мире. Всё это - показатель очень осторожного, неоднозначного, можно сказать - критического психологического отношения человека традиционной культуры к самому себе, к своим поступкам в природном мире.

Итак, хорошо, если тропа сочетает в себе разнообразные природные и даже изменённые человеком объекты. Следующие пожелания: этно-экологический материал, используемый Вами должен быть максимально привязан к Вашей конкретной местности, а значит - вытекать из Вашей собирательной работы или деятельности других фольклористов, этнографов в Вашем районе. Но, на наш взгляд, допускается вовлечение и других традиционных представлений - более общего порядка.

Наконец, тропа должна обладать эстетически-художественным воздействием своего природного окружения - желательно, если в неё будут входить участки старовозрастного леса, других сильно не нарушенных человеком природных объктов, сообществ. Целесообразным может быть включение - по принципу контраста - одного сильно антропогенно изменённого природного обекта. Таким неблабогополучным объектом, "дурным местом" может быть вырубка или свалка.

Территория, на которой расположен маршрут должна быть вблизи населённого пункта, должна быть посещаема людьми. Хорошо, если это будет памятник природы, расположенный на территории населённого пункта или охранная зона другой какой-либо ООПТ (особо охраняемой природной территории) - но лишь в том случае, если это допускает режим охраны данной ООПТ.

Если режим охраны допускает закладку маршрута, это, на наш взгляд, должно также способствовать преодолению социального невежества в вопросах охраны природных объектов территориальным путём.

Так, как уже было сказано выше, наш этно-экологический маршрут расположен на территории городского памятника природы "Щелоковский хутор". Музей архитектуры и быта народов Поволжья "Щёлоковский хутор", примыкающий непосредственно к территории ООПТ - одно из самых посещаемых школьниками города мест в городе. Таким образом, в перспективе, на ближайший сезон, нашей целевой группой является 150 школ города.

Ниже приводим биологическую справку-описание территории, на которой организована наша тропа.

Территория тропы нашей тропы - участок массива коренного типа леса, высокобонитетной старой дубравы, - одного из немногих сохранившихся в черте города. Некоторые деревья дуба и липы достигают высоты 30 метров, диаметра 80 см и возраста свыше 200 лет.

Данный массив - эталон зональных широколиственных лесов области. Еще и поэтому организация экотропы в этом районе заключает в себе актуальное экологическое и научно-просветительское значение.

На протяжении маршрута экскурсанты могут наблюдать редкие и охраняемые на территории области виды растений, в том числе раннецветущие эфемероиды.

На территории массива представлен орнитофаунистический комплекс, характерный для широколиственных лесов области.

Наличие родников (одних из немногих с питьевой водой в городе), сети ручьёв определяет основной экологический - водоохранный (значение водного баланса, ручьевой сети в устойчивости ценозов) акцент в собственно экологической части экскурсий.

2.3. Некоторые рекомендации по коллективному обустройству тропы

Как уже упоминалось выше, кроме обязательной эколого-биологической информации (рассказ об особенностях биологических объектов маршрута - редких, лекарственных растениях, типах сообществ, представленных на территории тропы), структура природного окружения экотропы включает в себя художественный информационный компонент (особенности оформления, экологических мероприятий тропы и др.), призванный получить и усилить эмоционально-чувственный отклик личности экскурсанта в его общении с природным объектом. Последний является важным условием развития экологического отношения личности к окружающей природе.

Эмоционально-личностное вовлечение экскурсанта в пространство этно-экологического маршрута естественно усиливается тогда, когда деятельность на тропе подразумевает не только экскурсии, но и активную творческую трудовую деятельность по созданию самого мира тропы. При этом возникает возможность хотя бы отдалённо отобразить некоторые особенности традиционной материальной деятельности человека в природной среде.

Так, при организации нашей тропы совместно со школьниками были проведены следующие этапные работы:

рекогносцировка местности,

разметка и картографирование тропы,

оформление аншлагами,

разработка экскурсий, проведение традиционных праздников,

подготовка путеводителя по тропе.

Итак, в структуре функционирования экологической тропы предусмотрены методы постоянного, в том числе интерактивного, взаимодействия с экскурсантами, направленные на выявление и фиксацию динамики психологического (эмоционально-чувственного, когнитивного и пр.) отношения к окружающим природным объектам. Это должно осуществляться путём вербализации (написание экскурсантами "посланий тропе", отзывы экскурсантов, их "экологические размышления" в рамках мероприятий тропы и др.), получением художественного продукта, также путём дальнейшей творческой разработки экотропы силами детских экоколлективов.

Хорошо, если каждый коллектив, посетивший Вашу тропу оставит ей "на память" свой, сделанный своими силами "традиционный" объект - скамью, столбик с орнаментом, мостки, изгородь, как-то обустроит участок маршрута. Это может отражаться в "исторической летописи" Вашей тропы, а обустроенный участок на самой тропе может как-то свидетельствовать о своём авторе-разработчике (небольшая табличка, некий памятный отличительный знак, выложенный из камней, резной знак на сухом дереве, просто - валун-камень).

Дальнейшее функционирование этно-экологического маршрута подразумевает как обязательный компонент мониторинг тропы - отслеживание изменений её объектов в процессе постоянного взаимодействия с населением - случайными ипр. посетителями территории маршрута.

Таким образом, мониторинг этно-экологического маршрута служит для нас средством диалога с местным населением.

В ходе работы по обустройству и изменению тропы желательно пытаться анализировать: какие объекты пользуются интересом у местного населения, и по каким причинам.

Необходимо отметить ёще один деятельностно- творческий компонент функционирование этно-экологического маршрута: проведение традиционных народных праздников, выступление музыкальных народных коллективов ит.п. - желательно на определённом закреплённом под это месте маршрута (опушка, луговина подальше от центра маршрута).

В заключении отметим: подобные проводимые мероприятия, организованные на должном научном уровне, методические разработки, полученные в ходе функционирования экологической тропы, являются базисными элементами в развитии художественно-психологического направления экологической педагогики.

При успешном их выполнении в областном масштабе модельным регионом широкого распространения гуманитарно-экологической информации в учреждениях среднего и дополнительного образования можно считать Нижегородскую область (через систему сетевых гуманитарно-экологических проектов, авторских курсов лекций для школьников, семинаров для педагогов, сетевых совместных мероприятиях на этно-экологических маршрутах). Необходимым условием при этом является формирование областного творческого коллектива - сети из детских рабочих и исследовательских коллективов, педагогов школ и ЦДО, различных специалистов (экологи, биологи, географы, краеведы, этнографы, психологи, прикладники и др.). Всё это зависит от вашей активности и заинтересованности в развитии междисциплинарного гуманитарно-экологического направления экопедагогики.

Ниже мы приводим примерную концепцию организации этно-экологического маршрута, которая поможет представить структуру организации и функционирования такой же тропы в Вашем районе.

3. Концепция организации модельной этно-экологической тропы в Вашем районе (предлагаемый типовой вариант)

Этно-экологическая тропа (маршрут) является действенной новаторской формой гуманитарно-экологического направления экопедагогики.

Как и типичная экологическая тропа она состоит из определенных объектов (маршрутных точек) и связующей их "ленты маршрута". Оба этих структурных элемента являются действенной частью тропы.

Отличительной особенностью этно-экологической тропы является интерактивное действие и вовлечение в её структуру этнографических элементов - этно-экологической информации, относящейся к тому или иному конкретному виду традиционной культуры.

Цель организации и действия этно-экологического маршрута - развитие у участников, экскурсантов тропы базисных элементов экологической этики, формирование позитивной прагматической направленности к природным объектам, а также - активной личностной биоцентрической позиции, основанной на феномене более широкого семантического психического истолкования (восприятия, ощущения, осмысления и пр.) природного объекта.

Достижение указанного феномена является задачей этно-эколгического маршрута, разрешимой следующей группой методов:

Максимальное включение в структуру тропы элементов традиционного неразрушающего природопользования - информации (ритуалы, верования, предания и т.д.), собранной в школьных фольклорных опросах (Вашими силами в Вашем районе) и в научных этнографических экспедициях специалистов (Филологический факультет ННГУ, Нижегородский фольклорный клуб, "Эику" и др.):

Изготовление и установка на маршруте тропы информационных стендов, популярно раскрывающих некоторые экологически ориентированные традиции и верования народов Нижегородской и др. областей России. Особую важность имеет использование этно-экологической информации, собранной Вами, в Вашем районе;

Регулярное проведение специалистами-экологами, этнографами, краеведами, а также учителями биологии, истории экскурсий - устных рассказов, бесед, - о различных формах традиционного ресурсосберегающего природопользования, с привязкой к конкретным объектам территории тропы. При этом привлечение школьников и обучающихся в ЦДО в качестве экскурсоводов является несомненно желательным фактором;

Вовлечение участников тропы в простейшие обрядовые действия, имитирующие некоторые позитивно ориентированные на природные объекты (родники, ручьи, деревья и пр.) традиционные ритуалы народов России;

Организация на базе этно-экологической тропы специальных экскурсионных маршрутов и мероприятий (музыкальные, костюмированные и др. действия), приуроченных к народным праздникам традиционной культуры;

Выпуск и распространение среди экскурсантов тропы печатных материалов (буклеты, путеводители, наборы фотографий сборники фольклора, пособия по традиционным народным праздникам и экологической этике), дополнительно вербализующих этно-экологическое содержание маршрутов тропы.

Усиление визуального воздействия естественных природных объектов тропы путем проведения следующих мероприятий:

Включение в оформление тропы объектов, позволяющих усилить эмоциональный созерцательный настрой, сосредоточить внимание экскурсантов, создать у них в процессе прохождения маршрута ощущение необычного: придорожных и указательных камней, "менгиры", пасы, мощение участков тропы и оборудование их частоколом, воротами, гатями, мостками, деревянными стилизованными орнаментом столбиками, указателями, скамьями, а также оборудование родников, перекрестков, развилок, мест у "священных деревьев" и т.п.;

Вовлечение участников тропы в действия, инициирующие их к сосредоточенному внимательному отношению (восприятие, возрастающая эмоциональная "обратная связь") с конкретными природными объектами тропы: изготовление экскурсантами из щепы "лодочек" и пускание их по ручью, глиняных фигурок, написание "посланий-обращений" к тропе (с опусканием их в сосуд, помещенный в конце тропы), бросание монеток в ручей у источника и т.д. - все, что Вы придумаете;

При этом, в предварительной, создающей настрой беседе экскурсовод поясняет участникам смысл их действий как неких личных ритуалов, способствующих возрастанию внутренней глубокой связи участников тропы с ее природой. Важно индивидуальное, по возможности, - не переключающееся на других участников, выполнение экскурсантами этих действий;

Организация вечерних и ночных пеших прогулок, "слушаний леса", на маршруте тропы, малыми (до 10 человек) группами - в летний период;

Проведение, малыми группами, занятий художественной и поэтической "студий" - индивидуальное создание созерцательных, инициирующих эмоциональную связь с природным объектом, стихов и рисунков;

Продолжение, теми же малыми группами, творческой доработки, оформления тропы.

Функциональное воздействие этно-экологической тропы в отсутствие экскурсионного обслуживания: даже без экскурсионных групп территория тропы будет посещаема людьми - из родников людьми берется вода, лес может быть местом отдыха горожан или местных жителей, здесь же охотятся, собирают грибы, ягоды, лекарственные растения и пр. Оборудованная аншлагами, необычно оформленная, тропа таким образом и без экскурсий может оказывать позитивное трансформирующее воздействие на прагматику отношений людей к природным объектам (на потребление ресурсов в частности).

Использование культурно-экологического потенциала тропы в решении указанной задачи на областном, региональном (и т.д.) уровнях:

Успешное функционирование этно-экологической тропы в течение одного сезона является основанием для организации областных семинаров для педагогов школ и ЦДО, проведения круглых столов и региональных конференций, способствующих распространению этно-экологических, экспериментальных художественно-психологических разработок в области экологического образования;

Это позволит рассматривать Вашу этно-экологическую тропу как модельную и тиражировать ее принципы в других районах;

Организация народных традиционных праздников, освещаемых СМИ в масштабах Вашего района/города, должна способствовать привлечению спонсорских средств частного капитала - с последующей организацией и пропагандой этно-экологических мероприятий в городе и области.

Оценка эффективности действия Вашего этно-экологического маршрута:

Показателем эффективности действия этно-экологической тропы могут считаться:

Созерцательные, имеющие позитивную природоориентированную прагматику, рисунки, стихи и др. результаты творчества школьников, студентов и пр., полученные после прохождения маршрута тропы. Возможно создание контрольных групп школьников, в которых будут представлены рисунки о природе до и после участия их в тропе;

Публикации в городской и областной прессе, репортажи в др. СМИ, не связанных с Вашей издательской и журналистской работой, рекламирующей тропу;

Изменение отношения местных жителей (также: приезжих, дачников) к природным объектам территории тропы: меньшая интенсивность замусоривания леса, места вокруг родника (можно вести замеры до и после годичного периода функционирования тропы). Интересным "индикатором эффективности" тропы может служить ближайшая свалка бытового мусора (если таковая имеется) - точнее, прекращение ее роста. Возможна трудовая акция по уборке мусора, инициированная авторами тропы среди местного населения. В случае проведения такой акции можно говорить о высокой эффективности действия Вашей тропы;

Увеличение числа экскурсионных заявок и спонсорских вложений также, несомненно, можно считать показателями эффективности функционирования Вашей тропы.

Критерием эффективности также является увеличивающаяся "продолжительность жизни" сделанных руками организаторов объектов тропы, а также: низкий "коэффициент запущенности" - преобладание процессов восстановления и изготовления новых объектов тропы силами и средствами волонтеров, местных жителей, над процессами разрушения, запустения маршрута.

Успешная организация, на базе положительного опыта тропы, школьных, раонных, областных, региональных и пр. семинаров, конференций, появление фактов тиражирования являются дополнительными критериями успешности.

В целях отслеживания, учета данных - для функционирования указанных критериев - необходимым является ведение постоянных наблюдений, замеров, "истории" развития этно-экологической тропы.


Назад | К содержанию | Вперёд