Этноэкология

МЕТОДИКА ПАСПОРТИЗАЦИИ ОБЛАСТНОЙ ПРОЕКТНОЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЙОНАХ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Доронин Д. Ю.

1. Сетевые гуманитарно-экологические проекты

Важной задачей в решении экологических проблем конкретных районов Нижегородской области является педагогическая популяризация местной, характерной именно для данных населенных пунктов традиционной экологической культуры. Вместе с тем, занимаясь по теоретическим педагогическим программам экологического образования, педагоги часто не обращают внимания на местную традиционную экологическую культуру, недооценивая ее образовательный потенциал. Сетевые этно-экологические проекты (формой обучающих и выездных семинаров, полевых экспедиций и координационных, итоговых конференций) призваны решить эту проблему.

Так, успешно реализующийся сетевой проект "Сорок ключей" посвящен изучению экологических традиций водопочитания и представлений о воде в традиционных культурах населенных пунктов районов Нижегородской области. Традиционная культура какой-либо деревни (села, района области) - это исторически сформировавшееся отражение особенностей конкретного природного ландшафта, в котором расположена эта деревня (село), всегда в чем-то отличное от традиционной культуры другого населенного пункта. Потому оптимальными формами природопользования и представлениями об окружающей природе являются местные географически-конкретные традиционные формы и представления.

В процессе развития сетевых проектов формируется гуманитарно-экологическая сеть, это является важным методологическим условием действия проекта и формирования областного гуманитарно-экологического направления. Рабочая гуманитарно-экологическая сеть - это система информационного и научно-практического взаимодействия детских, педагогических коллективов районов области, участвующих в гуманитарно-экологических проектах.

В проведении учебно-исследовательских экспедиций сетевых проектов особенно ценно прямое общение учащихся с носителями конкретной традиционной природоориентированной культуры, "живое" участие детей в природно-социальном контексте локальной традиционной культуры - то, что может дать только экспедиция, и что невозможно получить при реферировании литературы или в ролевых игровых или праздничных формах. Иными словами, ребенок не только получает абстрактные знания и умения по изучению традиционно-экологического компонента, но познает его культурное и экологическое значение, "погружаясь", в ходе исследовательских экспедиций и творческих занятий по их материалам, в пространство конкретной, родной ему традиционной культуры.

Итак, образовательной целью сетевых проектов (на примере проекта "Сорок ключей") для каждого из участников сети является экологическое воспитание школьников, основанное на традициях неразрушающего природопользования, бытовавших ранее и сохранившихся сейчас в районах Нижегородской области. Конкретной эколого-образовательной задачей этого проекта является выявление и паспортизация (в виде оформленных письменных работ, выполненных коллективом школьников) этнографического, фольклорного материала о родниках, ручьях, малых речках Нижегородской области.

Таким образом, основным методом структурирования областного опыта по реализации сетевых проектов является паспортизация гуманитарно-экологических экспедиционных исследований в районах Нижегородской области.

2. Паспортизация областного опыта

По результатам своих экспедиционных опросных исследований каждая рабочая районная группа составляет Паспорт проектной деятельности по одной или нескольким следующим номинациям:

Паспортизация местных традиционно-культурных форм отношения к источникам (родники, теплые, минеральные источники);

Паспортизация местных традиционно-культурных форм отношения к водоемам (ручьи, реки, озера, пруды, болота);

Паспортизация местных традиционно-культурных форм отношения к растительным объектам (деревья и травянистые растения, рощи, леса или участки леса);

Паспортизация местных традиционно-культурных форм отношения к объектам рельефа (гора, холм, овраг, обрывы рек, валуны и т.д.);

Паспортизация местных традиционно-культурных форм отношения к объектам мира человека (объекты пространства: дома; дворовых хозяйственных построек; улицы; селения; округи);

Паспортизация местных традиционно-культурных форм отношения к животному миру (традиционные местные способы охоты и рыболовства, охотничьи приметы, запреты и ограничения, традиционные представления о зверях, птицах и других животных).

Разработанные Паспорта рассматриваются экспертами - педагогами-этноэкологами, в рамках ежегодных гуманитарно-экологических конференций областной сети исследовательских школьных и педагогических коллективов оцениваются и отмечаются выполненные в течение года работы. На основе полученных Паспортов и их картографических приложений осуществляется областное гуманитарно-экологическое картирование природных почитаемых объектов и локальных традиционно-культурных форм отношения к природе. С получением Паспортов от районных рабочих групп разрабатывается, издаётся и тиражируется Областной Справочник исследовательских гуманитарно-экологических групп.

3. Структура и правила оформления Паспорта проектной деятельности

Текст Паспорта должен быть аккуратно оформлен, иметь титульный лист с указанием:

названия образовательного учреждения;

названия структурного подразделения образовательного учреждения;

названия Паспорта;

номинации Паспорта;

ФИО и специальности руководителя гуманитарно-экологической исследовательской группы (учитель, специалист музея и т.п.);

ФИО, возраста, класса, школы разработчиков Паспорта;

года и места (район области, населенный пункт, учреждение) выполнения Паспорта.

Далее, в Паспорте проектной гуманитарно-экологической деятельности должна содержаться информация по следующим пунктам:

С какого времени ведется гуманитарно-экологическая исследовательская деятельность.

Полный состав взрослых специалистов, привлеченных к вашим гуманитарно-экологическим исследованиям. При этом последовательно указывается:

ФИО (полностью), год рождения, место работы, должность, полный пед. стаж (если педагог), адрес, контактный телефон:

руководителя исследовательской группы;

научных консультантов проектной деятельности;

других взрослых людей, привлеченных к вашим исследованиям (указать роль, выполняемую ими в вашей проектной деятельности).

Полный состав детских исследовательских групп. Для каждого школьника указывается:

ФИО (полностью), год рождения, место жительства, школу и класс на текущий учебный год и на момент ранее проводимых гуманитарно-экологических исследований;

в каком блоке работе, по каким номинациям и темам, в каких населенных пунктах осуществлял исследования школьник;

в каких гуманитарно-экологических конференциях, секциях и с какими работами участвовал школьник, какие призовые места при этом занимал.

В зависимости от номинации Паспорта, с приведением собранных вами фольклорных текстов последовательно указывается перечень названий природных объектов;

По каждому объекту по возможности указать:

Дата (год, месяц), когда ваша исследовательская группа узнала об этом объекте;

Данные о человеке, от которого вы впервые получили информацию об этом объекте;

Полный перечень опрошенных вами людей с их "паспортами исполнителей", от которых была собрана информация об этом объекте;

Традиции использования ресурса этого природного объекта в различных областях человеческой жизни;

Традиционные ограничения, запреты, правила и т.п. при посещении, потреблении, добычи, связанные с этим природным объектом;

Случаи наказания человека, несчастий, случаи, понимаемые как предупреждения, связанные с:

а) расточительным, непозволительным отношением к этому природному объекту;

б) неосторожным отношением к этому природному объекту;

в) пребыванием вблизи с объектом;

г) особым негативным статусом объекта (народные названия: дурные места, "лихое место", "чертова дорога", "встреча не к добру", случай в "плохое время", "неурочный час" и т.п.);

д) какими-либо другими ситуациями взаимодействия человека с этим объектом;

Информация о позитивном значении для человека этого природного объекта, полученная из ваших опросов:

а) нежданное вознаграждение бережного, чуткого человека, ведущего себя должным образом по отношению к этому объекту (от "хозяев" этих мест, от природы: конкретный дар или благополучие в жизни);

б) получение ожидаемого, просимого от природного объекта (цвет папоротника, добыча зверя, богатый улов, плодородие, получение к-л. способности и т.д.);

в) случайное обретение добра, связанное с тем, что человек, сам того не ведая: оказался в особом месте или в особое время, или - совершая особые действия;

г) эстетическое значение объекта, исторически фиксируемое в народе;

д) утилитарное значение особо отмечаемого, чем-то замечательного ресурса;

е) какие-либо другие ситуации взаимодействия человека с этим объектом;

Типология чудесных случаев, рассказываемых о данном природном или культурном объекте (описываемые в народе случаи исцеления, откровений, видений или явлений святых, ангелов, икон и пр.);

Типология взаимодействий человека с так называемыми "существами низшей демонологии", связанными с этим природным объектом или с объектом пространства мира человека (народные названия: русалка, лешиха, водяной, леший, домовой, суседка, хозяин, огненный змей, сноп, летун, оборотень, черт, также - колдун и пр.);

Типология историй, рассказываемых о природном объекте и связанных с именами известных исторических личностей (пример: клад Разина под известным валуном), святых, др. людей, реально живших (живущих сейчас);

Типология природных топонимов и историй, связанных с названиями этих объектов.

Попытайтесь систематизировать собранную вами информацию по этим пунктам. В каждом из пунктов попытайтесь выделить различные формы отношения к паспортизируемому вами объекту, различные виды традиционных представлений о природных объектах вашего района.

Приложения к Паспорту:

В конце вашего Паспорта разместите одну (несколько) карту-схему района ваших исследований, нанесите на ней разными значками различные формы традиционного отношения (представлений) к природным объектам. Каждый природный объект может иметь несколько разных значков. Таким образом, вы можете выявить комплекс значений, какой имеет тот или иной природный объект в традиционной культуре вашего села (района).

Может оказаться, что похожие природные объекты (например, два родника) имеют разный набор этно-экологических значений - в зависимости от географии расположения, особенностей ресурса или каких-то других факторов, объяснения которых могут содержаться в собранной вами информации.

В итоге вы получаете начальную карту традиционных экологических представлений вашего района, дополнять и углублять которую - наша дальнейшая общая задача.

В приложениях можно разместить другой иллюстрирующий материал с подробными подписями.

К приводимым текстам обязателен "паспорт записанного текста", который включает:

ФИО лица, от которого записан текст;

место (область, район, деревня), где записан текст;

полная дата записи текста;

ФИО, дата и место рождения лица (лиц), который записал текст.

Наличие таких "паспортов" - это показатель научности, серьезности вашей работы, однако допустимо использование в работе текстов, собранных не вами или взятых из книг - в этом случае необходимо сослаться на источник текстов.

"Паспорта" можно помещать в тексте работы, после фольклорного текста или выносить их в конец работы, в приложения.

Более подробный "паспорт исполнителя", обязательно заполняемый на каждого опрошенного человека, включает:

полное ФИО;

полная дата и место (страна, губерния, область, деревня и т.п.) рождения;

нынешнее место жительства, с какого года живет в этой деревне, где жил ранее;

образование (сколько классов и пр.), где, когда и на кого учился;

нынешняя профессия и место работы (если не пенсионер), где, кем, когда и сколько лет работал раньше;

если охотник, рыбак, как-то связан с лесом - обязательно указать.

Эти данные очень важны, так как дают нам понять - как, когда и где сложилась личная фольклорная информация рассказчика.

Рассказанные вам тексты необходимо записывать как можно точнее, не дополняя, не подвергая их литературной обработке. В идеальном случае они должны быть записаны точно так же, как были вами услышаны, поэтому лучше вести фольклорный опрос с диктофоном (магнитофоном).

При использовании литературы в тексте вашего паспорта после приведенной цитаты необходима ссылка на автора и название публикации.


Назад | К содержанию | Вперёд