ЭтноэкологияЭтноэкологияЭтноэкологияЭтноэкологияЭтноэкологияЭтноэкологияЭтноэкология

Лаборатория этноэкологических исследований


Новости


Проекты


Регионы


Статьи


Методики


Мастера


Фотогалерея


Видео


Форумы


Коллеги и друзья


Новости в RSS-формате
Новости в RSS-формате

Новые альбомы в RSS-формате
Новые альбомы в RSS-формате

 

 

Этноэкология - Статьи

Статьи

Кара-Даг и Кизил-Таш - ландшафтные культовые объекты Юго-Восточного Крыма (24 января 2011)
В Крыму существует ряд объектов историко-культурного наследия, попадающих одновременно в категорию археологических памятников и памятников природы. Речь идет о ландшафтных культовых объектах (горах, пещерах, скалах, камнях, родниках, деревьях и пр.), нередко содержащих культовые проявления – артефакты различных исторических периодов. Такие места несомненное достояние Крыма. Авторы статьи с историко-религиоведческими целями обследовали два широко известных в Крыму ландшафтных культовых объекта – гору Кара-Даг и урочище Кизил-Таш.

Песни из Бочихи (29 сентября 2010)
Если вам скажут, что фольклор - нечто умершее или верно умирающее, не верьте! В деревне Бочиха, к примеру, в Сосновском районе старинные песни живут и здравствуют.

Здравствуй, дерево! (19 августа 2010)
О том, что дерево — живое существо, мы вспоминаем редко. Особенно, если собираемся его спилить. Даже джиперы, проводящие в лесу если не бОльшую, то лучшую часть времени, тоже часто удивляются, когда узнают эту непреложную истину биологической науки. Меж тем, отношение к деревьям как к живым и даже одушевленным нашим соседям изначально заложено в традициях всех народов, живущих в лесной зоне. В том числе и у русских. Но постепенно христианская, а вслед за ней и марксистско-ленинская идеологии вытесняли из народного сознания эти представления, восходящие к языческим временам.

Фэншуй - китайская геомантия (28 апреля 2010)
Народы Индии, Китая, Центральной, Восточной и Юго-Восточной Азии издревле руководствовались идеями натурфилософии и создавали учения о выборе наилучших мест для погребений и устройстве домов, поддерживающих и оздоравливающих хозяев. В регионах сложились похожие друг на друга геомантические системы, в Китае - фэншуй, на Тибете - саче, в Индии – ваасту видья, которые, несмотря на образный язык изложения, архаические взгляды на природу вещей и наличие явных мистических приемов устранения некоторых вредоносных факторов окружающей среды, содержат ряд рациональных приемов, вполне приемлемых для применения в наше время.

Цындыма-Заарин, представительница бурято-монгольской традиции шаманства Хухэ Мунхэ Тэнгри – Вечно Синее Небо (1 февраля 2010)
Цындыма Цыреновна Рабданова - агинская шаманка (удаган), в двенадцатом колене бурятского рода Улаалдай Хубдууд омочай, подрода Хара Бургэд ураатай. Предки шаманки жили в Китае (Внутренняя Монголия), Монголии и в Агинских степях. Ее родословная прослеживается вплоть до XIV века и насчитывает 99 зааринов (шаманов, достигших высшего уровня посвящения). Цындыма-заарин практикует методы трансперсональной психологии, позволяющие при помощи традиционных приемов корректировать судьбы людей, устраняя причину их личного неблагополучия. Выявление причины возникновения проблемы осуществляется за счет ряда методов: шагайгаар хараха (прорицание на косточках), эрхи тахалха (прорицание на четках), душэ нэчэн шулуун фэрэ хараха (прорицание на 41 камушке), толи табиха (прорицание и диагностика по зеркалу), альган дээрэ хараха (прорицание по ладони), узэл узэхэ (исследование судьбы) и пр.

Особенности празднования святок и восстановление обряда в селе Хвощевка Богородского района Нижегородской области (11 января 2010)
Элементы театра есть в любом народном обряде, особенно это касается тех обрядов, где применяется ряжение, которое предполагает, что тот, кто надевает на себя маску, костюм, начинает играть и особую роль. Святочные обряды с ряжеными тому пример.

Тень дракона. Итоги экспедиции (август 2009) (27 ноября 2009)
Отголоски языческих культов дожили до 19 века и в фольклоре, и в домовой резьбе. Домовая резьба и наличники в частности — это не только своебразие художественных традиций определенного региона, в них отпечатались древние, ещё языческие предствления. Исходя из логики традиционной культуры на дом, как на родовой микрокосм, не станут помещать что попало, в особенности — на окна, который должны быть защищены от напастей, будь то моровое поветрие или дурной глаз. Семантика домовой резьбы направлена, с одной стороны, на оберегание, с другой — на привлечение благополучия. В целом домовая резьба воспроизводит традиционную картину мира — от небесных сфер, и дневного солнца, до мира подземного и ночного солнца. Выделяют стилизванные великой образы богини, рожаниц и ящеров-драконов. Разбирая семантику наличников, Б.А.Рыбаков, автор фундаментальных исследований по древнерусскойкультуре, указывает на символические головки ящеров внизу наличника.

Как сшить мужскую прямую туникообразную рубаху (16 октября 2009)
Туникообразные мужские рубахи различались многими деталями: конструкциями боковин (кошёные и прямые), рукавов (кошёные и прямые) и ворота (разрезы по середине, слева, справа, наискось, с воротом стойкой и без неё).

Как сшить мужские порты (4 октября 2009)
Порты по цвету должны гармонировать с рубахой. Хотя бывают и обратные случаи, если для портов удается найти совершенно уникальную ткань, очень напоминающую подлинный материал, то в этом случае именно порты «диктуют» цвет будущей рубахи.

Пустынские байки (28 августа 2009)
Цель этих страниц – не серьёзный разговор. Меня несколько раз просили рассказать легенды и предания о Пустынских местах. Приходилось со смущением признавать, что здесь я почти ничего не знаю. После очередной просьбы «прислать какие-то легенды по электронной почте» я просмотрел все имеющиеся в моей библиотеке источники, а также попытался вспомнить что-то из услышанного в студенческую пору. Плодом этой непонятно зачем проделанной работы явились эти страницы. Истории написаны намеренно в популярной форме, одинаково подходящей для не-биолога и не-этнографа.

1 2 3 »

Граждане восстанавливают леса, погибшие в огне
Лесная ярмарка - подарите лесу дерево

 

Изгурт и Мещеряки, Удмуртия
Изгурт и Мещеряки, Удмуртия




Портмаськон - ряжение в Изгурте, Удмуртия
Портмаськон - удмуртский обряд ряжения, который в новогодний переходный период должен отпугнуть злых духов. Деревня Изгурт (Каменное).



"Бричка" в гостях у "Свети-Цвета" - Нижегородский Этносейшн
10 января состоялся первый праздник - диалог культур "Нижегородский Этносейшн"



Проект поддерживается интернет-порталом Forest.RU

Share |

рублей Яндекс.Деньгами
на счёт 41001289093796 (Интернет-проект Этноэкология)